Итоги 2009 года в области визуальных искусств смешали искусство, религию и политику. В потоке событий мы выделили шесть, которые наверняка определят, что ждет художественный Петербург в наступившем году.
Событие 1. Лофт-проект “Этажи” доказал свое право называться главной точкой художественного Петербурга. Лучшие выставки 2009 года – финские фотожурналистика и художественная фотография, а также “Это Люда” – показ петербургских художников на излете “нулевых”, трепетных и растерянных. Спасибо художнику Петру Белому, который ради кураторства, пожертвовал годом жизни.
Событие 2. Первое вручение премии “Музейный олимп”. Об объективности при определении лауреатов нет речи, судьи и претенденты на награды часто оказывались в одном лице. Важно другое – музейщики напомнили самим себе про миссию – работать для зрителя, а не искать объяснений, почему тот плохо ходит в музеи.
Событие 3. Выставка Торопецкой иконы из собрания Русского музея в коттеджном поселке Княжье Озеро. Народное голосование на ТВ показало, что сторонников передачи музейных икон церкви больше, чем противников. Значит, хранители икон не нашли достаточно убедительных аргументов в пользу сохранения культурного наследия.
Событие 4. Бывшая фабрика “Красное Знамя” стала выставочной площадкой, включая Силовую станцию – знаменитый на весь мир памятник конструктивизма. Вне зависимости от желания собственника недвижимости раскрутить ее для девелопмента, у художников появился шанс поработать в бетонных руинах, пока им не нашли иное применение.
Событие 5. Создание сектора современного искусства в Эрмитаже. Выставка фотографий Бориса Смелова, которая стала первым проектом нового сектора, объединила консерваторов и авангардистов, губернатора и культурную общественность. В Эрмитаже с частными визитами были замечены западные арт-звезды Аниш Капур и Джефф Кунс. Их выставки возможны, но Михаил Пиотровский ставит условие – работы должны быть созданы специально.
Событие 6. “Видеопарад” в Петропавловской крепости – показ пяти видеоинсталляций ведущих западных художников, организованный фондом “Про арте”. Не бесконечные “стрелялки”, а возможность подумать о преодолении естественного страха перед неизбежностью смерти.
Итак, что будет в 2010-м? Хороших выставок – мало. Церковь продолжит требовать от музеев иконы. Актуальное искусство попробует еще на пару лет отбить промзоны у девелопмента.