Шесть лет в «Манеже». Почему ЦВЗ меняет директора

Павел Пригара покинул ЦВЗ «Манеж», который возглавлял с 2016 года, чтобы возглавить большой федеральный музей современного искусства. Это основная версия неожиданного решения Пригары не продлевать директорский контракт.

Пригара пришел в «Манеж» на Исаакиевской площади в 2015 году, чтобы преобразовать захиревшую выставочную институцию в современное арт-пространство с проектами, на которые бы ходил смотреть весь Петербург. И ему это удалось.

Пригару называли самым успешным арт-менеджером Петербурга, при том, что до «Манежа» он искусством не занимался – работал в «Ленэнерго» и районной администрации.

В интервью «Городу 812» Павел Пригара говорил об изменившейся роли музеев: «Музеи становятся коммуникативными пространствами, где человек встречается с искусством. Это приближает музеи к общественным пространствам, где можно заниматься своими делами, встретиться с друзьями или просто выпить кофе. Музеи концептуально меняются. Они начинают активнее работать с локальной аудиторией, предлагая ей больше разнообразных историй. Большие музеи стремятся выйти из-под влияния транзитной аудитории – туристов. Они вынуждены затрачивать огромное количество усилий, чтобы обеспечить гигантский транзит. А зрители выходят из музея точно такими же, какими зашли в него полтора часа назад – пробежавшись по залам и сделав несколько селфи…».

В Петербурге возможности для создания музея современного искусства Пригара не видел: «Для меня в подобных разговорах нет главного вопроса: что там показывать? Я не вижу коллекций, способных стать его основой». Т.е. речь может идти только о Москве.

Кроме основной циркулируют и другие версии ухода Пригары из «Манежа», которые, впрочем, не противоречат первой. Они заключаются в том, что Пригаре стало неинтересно бежать по накатанной дорожке: международные контакты ЦВЗ свернуты, хотя выставочная машина продолжает движение. В октябре откроется большая межмузейная выставка, посвященная раннему русскому портрету. Затем запланированы показы московских частных собраний, скульптуры ХХ века и экспозиции о русском балете. На подготовку крупного проекта требуется не менее двух лет. Не только творческой, но и большой рутинной работы.

Все это хорошо, но Пригаре, говорят наблюдатели, нужно что-то более динамичное.

Сейчас Манежем руководит Анна Ялова. Она была заместителем директора по развитию все годы нового «Манежа».  Ее шансы избавится от приставки и.о. расцениваются как высокие. Но как любят сейчас говорить экономисты, мы находимся в зоне высокой турбулентности. Возможны и другие варианты.

В.Ш.