Хороша ли формула: созидательный труд в Москве и разрушительный досуг в Петербурге?
Что происходит с петербургской культурой? Куда она катится и катится ли вообще? Хорошо, что перестали говорить о Петербурге как о культурной столице или плохо? «Город 812» задает эти вопросы разным умных людям. В этот раз на вопросы отвечает Павел Маркайтис, молодой руководитель выставочных программ популярного музея Эрарта.
– Разговоры про культурную столичность Петербурга заглохли. Она никому не нужна?
– Это действительно так. Никогда не интересовался историей вопроса. Сколько себя помню, не без гордости я жил в «культурной столице» или «городе-музее». Как провинциальную травму я это не воспринимал. Мне хотелось думать, что это неофициальное, народное, а значит, вполне справедливое звание.
– Существует ли петербургская культура как отдельный феномен?
– Если «культурная столица» – это бренд от специалистов по связям с общественностью, то продвигался он очень смешно – нелепыми карнавалами под шквальным ветром и проливным дождем. К массовым шествиям людей с поролоновыми ушами никто серьезно не относился. В нулевые годы был еще в ходу такой нелепый конструкт, как «петербургский стиль». Под ним понималось что угодно – от стилизованных под ХIХ век пластмассовых фонарных столбов до неоклассических фасадов зданий. Определенно существует петербургский миф, явленный в «Петербургском тексте», – этим занимался литературовед В.Н. Топоров.
– Петербург – это что: часть Европы или северный филиал Москвы?
– Ответ будет длинным и уклончивым. Десять лет назад запустили поезд «Сапсан», и передовая молодежь города вовсе перестала поминать культурную столицу. Все заняли места согласно купленным билетам и поехали на работу, на концерты, на выставки. Город как будто соединили с Москвой длинным перегоном метро. Московский фольклор обогатился фразой: «В любой непонятной ситуации уезжай в Питер».
То есть новый стиль жизни предполагал активный созидательный труд в Москве и разрушительный досуг в Петербурге. Модные журналы, пропагандирующие эту идею, короновали в качестве культурной столицы Пермь. В это время как раз в Петербурге открылся музей Эрарта. Как ни странно, музей стал первым публичным собранием русского современного искусства в «культурной столице». Город давно ждал этого. И, разумеется, наше собрание восприняли критически, не досчитавшись в нем многих уважаемых в Петербурге и знаменитых московских авторов. В первые годы жизни Эрарта собирала и показывала искусство регионов. Эрарта представила художественную сцену Самары, Ижевска, Перми, Краснодарского края, Новосибирска – то есть сделала все, чтобы показать, что жизнь есть и за пределами условных двух столиц.
– Нужна ли Петербургу культурная модернизация?
– Фестиваль всего на свете на каждой улице, как в Москве, городу точно не нужен. Мне кажется продуктивной идея развития города как научного центра. На одном Васильевском острове сосредоточены старейшие в стране учебные заведения и музеи. Если бы эта значительная часть города преобразилась бы в цветущий кампус, это затмило бы славу Парка Горького.
– Самый известный в России петербуржец в искусстве – Сергей Шнуров. Это хорошо?
– Пожалуй, и хорошо. Потому что до этого самыми известными петербуржцами почитались Ларин, Дукалис и Мухомор – прославленные менты. Город перестал быть «Улицей разбитых фонарей» или «Бандитским Петербургом». Шнуров как раз очень петербургский персонаж – трикстер петровской эпохи. Он и в навигации понимает, и политесу обучен, и плотничает. В Эрарте он сделал очень убедительную выставку и обошелся с современным искусством так же, как он обходится с эстрадой. Дал Джеффа Кунса! Взял какие-то изжившие себя хиты вроде диско-музыки и сыграл их при помощи мощной духовой секции. При этом сам не прикоснулся ни к одному экспонату, хотя кисточкой тоже умеет – у нас в собрании есть его картина.
– Разве проблемы ярких личностей в культуре Петербурга не существует? Нет общеизвестных художников, нет однозначно популярных литераторов.
– Это связано с общей социокультурной ситуацией. Нет больше ни рок-звезд, ни этических авторитетов. Массовое раскололось на сетевое, на бесчисленное множество зудящих мнениями групп. Господствующая либеральная идеология требует от каждого человека быть личностью, а развитой личности интереснее наедине с собой. Отсюда бум видеоблогов, интервью ни о чем и интерес к частной сфере.
– Возможен в наше время живописец, по популярности сравнимый с Репиным?
– Очень надеюсь! Во всяком случае, мимо Эрарты он не пройдет. Возможно, он уже выставлялся у нас. А вообще…
Сегодня каждый человек художник в рамках своего кулинарного блога. Человек не хочет читать романы, он хочет писать посты и пробовать все сам. Технологии позволяют писать музыку. Мы в своей практике присматриваемся к этому и стараемся создавать вдохновляющую среду.
– За последние годы проявился феномен массового интереса к выставкам русских художников: лучше всего шли на Айвазовского и Серова. А с другими проектами такого ажиотажа вроде бы не случилось. Закончился феномен?
– Директора крупных музеев кокетливо стесняются собственной славы, меланхолично комментируют эту ситуацию в духе «к чему измерять выставки очередями?» Это справедливо. Но они никогда и не жаловались на невнимание зрителя. Музею Эрарта как частной инициативе пришлось своего зрителя буквально завоевывать. И первое, что мы постарались сделать, – это избавить гостей музея от очереди на входе. В ответе на этот вопрос мне хотелось бы похвастаться очередью на ту же выставку Шнурова, но было сделано все, чтобы она не стала курьезной новостью, а зрители не пожалели бы, что пришли.
– Футурологи пишут, что в экономике, основанной на нейросетях и алгоритмах, высвободится масса времени у массы людей. А появление свободного времени всегда дает новое Возрождение. Верите?
– Свободное время беспощадно сожрут те же алгоритмы нейросетей, которые будут водить праздного человека по лабиринтам сервированной по его потребностям информации. Вот кому-то на глаза попадется это интервью. Он прочтет его и огорчится, что потратил впустую очередные 5 минут жизни. Призываю всех грамотно распоряжаться свободным временем и посещать музеи.
Вадим Шувалов