Я – Клара Дмитриевна Петровская, экономист. Санкт-Петербург – мой город, Государственный Русский музей – мой музей с детства, т.к. мои родители считали, что человек должен знать культуру своей родины.
Сейчас по городу идет много слухов о реконструкции ГРМ. Я пошла посмотреть на постоянную экспозицию, и мне стало страшно за нашу культуру.
Русский музей – единственный национальный музей России, и все внимание Министерства культуры и правительства должно быть направлено на его сохранение и благополучие (вспомним, что Русский музей и создавали, и курировали российские императоры).
Я пришла в воскресенье – очередь у ворот – оказывается, «вешалка не справляется». Вошла. Разделась, вижу внизу 3 магазина. Почему не один, а место отдать под вешалку? Поднялась – еще 2 магазина. Зачем? Поднялась – там еще магазин – 6-й – на входе, и еще в корпусе Бенуа – 2 внизу и 1 наверху – 3 магазина. Всего 9 магазинов!
Я не знаю, кому они принадлежат, но порядки разные: в одних есть скидки для сотрудников, в других – нет, и нигде нет скидок на каталоги, которые сотрудникам-то и необходимы больше всего.
Дальше иду по залам 1-го этажа к любимому Федотову. Нет! Но был целый зал. Где Федотов? В зале висят безликие пейзажи. Зато зал Крамского, зал Перова, целый зал Соломаткина. Хватило бы одних «Славильщиков», чтобы показать эпоху.
А где Тропинин? Не было такого художника? Венецианов наверху, между колонн, автопортрет недоступен для общения, а Сорока тоже вне восприятия (кстати, там я нашла «Сватовство майора» – скромно!). Ну, Репин – 3 зала, щедро.
Ощущение, что сегодняшнее руководство музея совсем не чувствует потребности времени. Александр Иванов совсем исчез наверху, а как логичен был Семирадский как продолжение Академии художеств. Старая развеска была и логичной, и научной, и осмысленной, а сейчас?!
Внизу по дороге в корпус Бенуа: нет Рериха – ну нет слов! Почему? Чем он провинился перед русским искусством?
В корпусе Бенуа тоже сюрпризы: нет Серебряковой! Она же традиция! Нет Шагала – где? Почему от Малевича жалкие обрывки? Ларионов – ни «Петуха», ни «Венеры». Ох! Кандинский – он же русский художник, великий в ХХ веке – одна картина. И такие «почему?» и «где?» на каждом шагу. «Девятый вал» – есть картины, которые никогда нельзя вывозить, потому что это лицо музея.
Кроме этой недоброжелательной для Русского музея развески еще и отсутствие 100% освещения в залах. Кипренский – темно, Левицкий – темно, Врубель – темно, и т.д.
Есть залы, где отдыхаешь душой. Прежде всего залы Древней Руси, но очень жаль, что нет великолепного шитья – это же потрясающее искусство в России. Очень хорошо представлено прикладное искусство, просто блестяще! Новое искусство совершенно не интересно, есть же и сейчас прекрасные художники – почему ГРМ их не покупает, они же уходят навсегда!
Вызывает большое негодование и техническое состояние музея. Рамы сгнившие – впечатление запущенности и равнодушия. Лекторий отправили в Михайловский замок на последний этаж – есть же две Кордегардии, легко доступные для слушателей. Видимо, руководство либо не понимает, либо у него иные цели, но какие?
Судя по слухам о реконструкции, лифты за счет залов, уборная вместо библиотеки, и всё требует колоссальных затрат! Инвалиды могут пользоваться памперсами, а не уборной на месте библиотеки – буквально в пределах экспозиции. Лифт есть в корпусе Бенуа, но, как мне сказали, он всегда закрыт.
Почему Эрмитаж справляется со всеми проблемами? Почему Эрмитаж имеет огромные помещения для фондов, а национальный музей не имеет и хранит картины в первом этаже корпуса Бенуа, где раньше была экспозиция советского искусства? Почему в Эрмитаже освещены все картины профессионально? Почему Пиотровский выступает по телевидению с достойными сообщениями о музее, о фондах и т.д.?
В Русском музее некому говорить с народом? Весьма прискорбно!
Клара Петровская
Комментарий к «наивным» вопросам
«Наивные» вопросы автора письма отмечают острейшую проблему, характерную для Русского музея сегодня: это лакуны в экспозиции, общее число которых и качество регулярно достигает критических отметок. В частности, Клара Дмитриевна не обнаружила на привычном месте «Девятый вал» Айвазовского – вместо него висит какой-то малозначительный морской пейзаж того же художника. Причина проста: всемирно знаменитый «Девятый вал» улетел в Японию на выставку. Это один пример из десятков.
Фактически постоянной экспозиции в Русском музее уже давно нет, картины – причем самые знаменитые – непрерывно летают по всему миру, а в самом ГРМ вместо них вешают второстепенные замены, извлекаемые из фондов.
Получается парадокс: люди специально приезжают в музей, иногда издалека, и хотят своими глазами увидеть то, что каждый знает с детства по иллюстрациям – картины Айвазовского, Левитана, Куинджи, Верещагина, Малевича, Кандинского, Шагала, – а знаковых произведений нет: они разбросаны по выставкам по всему миру. Это итог бурной деятельности Е. Петровой, заместителя директора ГРМ по научной работе.
Вот автор письма не увидела Малевича – а ведь коллекция его произведений, хранящаяся в Русском музее, уникальна по количеству и полноте. Где она? Куда улетел этот бренд русского абстракционизма? В Малагу, где находится филиал ГРМ, в Токио, в Нью-Йорк?
Предоставление картин на выставки – это источник внебюджетных доходов музея, и желание заработать побольше денег ликвидировало в ГРМ само понятие постоянной экспозиции. Она теперь формируется случайным образом из того, что не удалось куда-то отправить и на этом заработать. Экскурсоводы давно стонут, потому что заранее могут не знать, что окажется в зале, посетители недоумевают: ищут то, к чему привыкли, или то, что по каталогам должно быть в экспозиции, но найти не могут… Иначе говоря, баланс между постоянной экспозицией и выдачами на выставки давно и необратимо нарушен в пользу последних. Причина – алчность, та же самая, которая движет безумным проектом перестройки Михайловского дворца. От этой алчности, от возможности заработать на всем этом бесценном имуществе руководство ГРМ давно одурело. Причем на «выставкобесие» накладывается еще и очевидный непрофессионализм развески, теперь лишенной логики. Доминирует волюнтаризм.
С этим же связано и обилие магазинов по продаже книг и «сувенирки». Магазинов множество, потому что много владельцев: какими-то, например, как уверяют, владеет дочка директора ГРМ Гусева, другими – еще чья-то дочка, внучка, жучка… Все свободное пространство поделено на зоны интересов, выгодно используется каждый квадратный сантиметр. Действует все та же алчность.
Между прочим, изучая сейчас проектную документацию перестройки Михайловского дворца, мы натолкнулись на любопытный сюжет. Он связан с залом № 35 на первом этаже, из окна которого хотят сделать дверь Д16 – 11-й выход из дворца на пожарную лестницу, пришпандоренную к западному фасаду здания (другое окно зала № 35 также собираются превратить в дверь – Д52). Естественно, никакой пожарной нужды в такой лестнице нет, эвакуировать инвалидов-колясочников через это окно-дверь практически невозможно, хотя в теории и предполагается, поэтому мы попытались понять, с какой все же целью делается еще один вход в Михайловский дворец. И возникла версия, согласно которой примыкающие к этому новому входу небольшие помещения, зачищенные от нынешнего содержимого, можно будет сдавать в аренду.
И напоследок одно воспоминание. 23 августа 2018 г. я осматривал Михайловский дворец, готовясь написать очередную статью для журнала. В зале № 35 я сфотографировал картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре», потому что именно на том месте, где висит это произведение, проектом предусмотрено проломать капитальную стенку, чтобы сделать дверной проем. З сентября 2018 г. в журнале «Город 812» (№ 16) была напечатана моя статья, в которой речь шла и о проломе в стене, и о картине. В ГРМ статью прочитали и сообщили, что картины уже на месте нет – уехала. Как потом оказалось, в Третьяковскую галерею, где 6 октября 2018 г. открывалась выставка Куинджи, ныне ставшая особо знаменитой. Это к вопросу о том, что теперь в Русском музее картины не висят спокойно на своих местах, по воле Е. Петровой они теперь кочевники, а чтобы их увидеть, надо ловить счастливый момент.
Михаил Золотоносов
«Может, что-то и спорно в письме. Но да – посетители не видят и десятой части картин Малевича»
Комментарий к письму научного сотрудника отдела картинных рам ГРМ Оксаны Лысенко:
– Может, что-то и спорно в этом письме. Но да – магазинов тьма, лифт для инвалидов в корпусе Бенуа не работает. Что касается экспозиции – отдельная тема! Наши посетители не видят и десятой части картин Малевича. А между тем, именно ГРМ были переданы ВСЕ (за исключением нескольких, которые вдова оставила себе) работы Малевича, находившиеся в его квартире после смерти художника. Иванов, действительно, «потерялся» в академическом зале, а «Фрине» Семирадского (почти упирающейся в стены, пол и потолок) очень тесно на 1-ом этаже, ее и смотреть-то сложно.
«Девятый вал» должен быть внесен в список картин, которые нельзя вывозить (увы, такого списка в ГРМ нет). Его рама совсем несчастная – древесина пересушена, очень хрупкая, с конструкцией проблемы. Каждый раз сердце кровью обливается, когда раму снимают и разбирают. А рама – золоченая, с резным орнаментом – уникальная (!), созданная специально для картины (один из интереснейших примеров синтеза искусств). Николай I купил у Айвазовского картину вместе с этой рамой.
Почему в экспозиции ГРМ давно нет Тропинина – тоже загадка. Как представлен гениальный Вребель у нас и в Третьяковской галерее – нечего и сравнивать. В Третьяковке картины Врубеля висят в исторических рамах (у нас коллеги часть старых рам заменили на современный фабричный багет, который убивает живопись, в частности, «Шестикрылого Серафима»), с индивидуальным освещением, да еще и графика постоянно экспонируется, для чего созданы специальные условия.
Фото на заставке Интерпресс