Сильный народ просыпается, когда у него крадут историю

Сегодня часто можно слышать о том, что основа протеста ингушей против передачи Чечне части ингушской территории – меркантильная. А именно – нефтяная. И что достаточно поделиться с ингушами нефтяным барышом, и они согласятся с передачей Чечне почти 30 тыс. га своих исконных земель.
Однако в Ингушетии на этот вопрос смотрят совсем иначе. По просьбе “Города 812” ингушская активистка Ханифа Оздоева рассказала о том, что на самом деле представляет для ингушей главную ценность на этой территории, неожиданно оказавшейся спорной.

Только ленивый не слышал про ингушский протест в эти дни. Многие недоумевают, почему это ингуши так мертво вцепились в маленький кусочек земли, где уже никто не живет. Одни считают, что если бы ингушам дали денег, они бы успокоились. Другие полагают, что ингушей агитируют извне. Домыслов много. Так или иначе, никто не ожидал такой реакции, что в Республике, где все население около 500 тыс., могут выйти на улицу десятки тысяч, а в некоторые дни и более сотни тысяч людей.

Фото Я.Гогиева

А у ингушей свой ответ – они не продают и не предают память отцов и Родину-мать! Даже в 1944-м в ссылку они с собой уносили только горсть земли и просили при смерти им положить её с собой в могилу, а кто вернулся обратно, принес на родину ту же горсть, сохранив ее долгие годы!
Земля в Ингушетии передается от отца к сыну, и людей что продали землю, которую оставил им отец, даже родственникам, тут не очень уважают. За могилами предков ухаживают из поколения в поколение, где бы эти могилы ни находились – в горах или на равнине. Также каждый ингуш знает свою историю, историю своего рода, где его родовая башня, замковый комплекс и кто его предок.


На территории, которая отходит Чечне по Соглашению от 26.09.2018 г., находятся более 150 объектов – культовых памятников и памятников архитектуры. Это боевые, полубоевые и жилые башни ранних веков, и средневековые замковые комплексы, и склепы, и раннемусульманские могилы, и культовые горы. Нефть, соль и другие полезные ископаемые – всё это лишь материальное дополнение к основной, духовной ценности, которую представляют для ингушей эти земли.

Фото Я. Гогиева

Перечислю только часть памятников, о которой в специалньо подготовленной справке пишет ингушский историк Танзила Дзаурова:
1) Хутор Эспиев (вариант: Оспиев), или хутор Эспи Имадаевича Хайриева (Хайрова) – отмечен на картах второй половины XIX – начала XX вв. Упоминается в статистических сборниках и административных документах того периода в составе Ингушевского округа. Кроме семьи самого Эспи Хайрова, на хуторе проживала семья его брата Мовсара Хайрова. Обитали в башнях, остовы которых сохранились до наших дней. Хутор расположен на правом берегу реки Фортанги, прямо напротив современного с. Даттых. На сегодня это место носит двоякое название: Эспи-гIалаш, или Эспи-къухь.
2) Селение Н. Даттых (инг.: БерхIатIе, или ЭгIара БерхIа). В XIX в. здесь проживали представители фамилии Белхароевых, во владении которых находился известный соляной источник. Сохранились фамильные башни и склепы, а также мусульманское кладбище этой фамилии. По рассказам старожилов, на этом кладбище похоронена мать шейха Батал-Хаджи Белхароева. Здесь находится известное месторождение соли. До прихода царской власти соляной источник был собственностью фамилии Белхароевых. Здесь на солеварнях в качестве наемных работали выходцы из Итум-Калинского района Чечни. Им разрешалось строить временное легкое жилье (шалаши, землянки и т.д.). После установления Советской власти выходцы с Чечни приобрели право проживания в этом селении (но земельных наделов они никогда не имели). Отсюда они и были депортированы в 1944 г.
3) Хутор Алиев находился в 2-2,5 км к востоку от с. Даттых на правом берегу р. Фортанги. Хутор назывался по имени Али (1али) Муталиева (Цечоева), который здесь проживал вплоть до депортации в 1944 г. В данное время урочище носит название Алиева поляна (Iали ваьха къухь). Потомков по мужской линии не оставил, одна из его дочерей была замужем и проживала в селе Даттых до 1980-х гг.
4) Соляной источник села Даттых находится непосредственно на правом берегу реки Фортанги, напротив мельницы, в 0,5 км от селения. Был общественной собственностью, здесь жители села вываривали соль (более тонны в сутки). Для топлива использовался лес правобережья Фортанги.
5) Замковый комплекс Гандалбос. Датируется XIII-XVIII вв. На сегодня сильно руинирован. Является родовым комплексом ингушского тейпа Гандалоевых. Входит в административную территорию села Даттых. С 1957 года и до конца 1980-х на хуторе проживала семья Асхаба Азаматовича Илезова (Арчхоева). Многие члены семьи работали на буровых установках месторождения нефти Даттых.
6) Урочище Кер-лом (Кори-лом на картах; в 10-12 км к юго-востоку от села Даттых). Культовая гора Кер-лом была местом проведения древних языческих праздников ингушей. Сюда входит южный склон под названием Кер-босе, представляющий собой альпийское пастбище, а также сама гора Кер-лом.
7) Фортификационное строение Эги-чож XIII-XVII вв. расположено в 4 км от села Даттых в теснине реки Фортанга между двумя культовыми вызвышенностями: Кер-лам и Ерды-корт. Это фортификационное строение занимает два берега р. Фортанга, образуя латинскую букву «V» и полностью перекрывая ущелье Эги-чож. Комплекс состоит из 8-9 замковых малых комплексов, в центре которых – боевые башни, окруженные массивом жилых сооружений. Между собой они были связаны сплошной стеной. В общей сложности в комплексе Эги-чож можно насчитать 30 башен различного строения, предназначения и датировки. В 1 км от данного комплекса находится группа склепов башнеобразного типа, один из которых – в очень хорошей сохранности. Представляют интерес также святилища, или т.н. склепы с поминальной камерой «Каш-ков», предназначенные для совета старейшин, аналоги которых можно увидеть во многих средневековых поселениях Республики Ингушетия. После заключения договора 26 сентября 2018 года данный комплекс оказался разделен новой границей пополам.
8) Средневековое поселение Цеча-Ахк расположено на гребне небольшого хребта на правой стороне реки Фортанга в 7 км от села Алкун. Другое название этого комплекса – Кури-Гап. Поселение вытянулось вдоль хребта на 40 м. и состоит из одной боевой башни XVII века и 6 жилых башен XIII-XVII веков, а также склепов XVI века на окраинах поселения. На одной из башен на оконном и дверном проемах изображен петроглиф в виде свастики. Археологические раскопки показали, что данная территория была заселена ещё в I тысячелетии н.э.
9) В 0.5 км. от башенного комплекса Кури-Гап на небольшой холм, который вытянулся с востока на запад, а потом переходит в поляну, выходящую к реке Фортанга, расположен второй замковый комплекс Цеча-Ахк. Комплекс состоит из группы жилых башен XIII-XVII вв. в виде плотных террасных застроек по склонам холма, а также из надземных башнеобразных склепов XVI в. и полуподземных склепов XIII в. Археологический материал дает основание утверждать, что данная территория была заселена в I тысячелетии н.э.
Постоянные боевые действия в этом районе, и КТО в течении 2000-2017 гг. сильно повредили данные памятники.
10) В 2 км восточнее вышеописанного поселения находятся на одинаковом друг от друга расстоянии два башенных комплекса: Моштие и Катарашке XIII-XVII веков. Это сильно укрепленные замковые комплексы, состоящие из множества жилых и боевых башен, а также надземных башнеобразных и полуподземных склепов. Имеются здесь также мусульманские кладбища.
Из всех вышеупомянутых поселений ведут свое происхождение множество ингушских фамилий тейпа Цечоевых. Поселения заброшены в период Депортации 1944 г.
11) В устье реки Фортанги, под Цорейламским хребтом расположен средневековый башенный комплекс Хай, состоящий из боевой башни с пирамидальным завершием XVII века, полубоевых башен XIII-XVII веков и множества жилых башен, а также склепов и мусульманских кладбищ. В данном комплексе проживали ингушские фамилии Евлоевых и Мейриевых. Последние здесь жили вплоть до выселения 1944 г.
12) Вниз по течению расположены также одиночные жилые и наскальные сооружения. Установить, кому они принадлежали, не удалось.
13) Культовая вершина Цорей-ламского хребта, на которой отмечали свои религиозные празднества жители Цороевской общины до принятия ислама.
14) Поселение Мужган состоит из трех замковых комплексов, расстояние между которыми составляет 250-300 м. Данные комплексы расположены по берегу р. Мереджи (притока реки Фортанги) в 12 км. восточнее села Алкун.
Каждый комплекс состоит из 1 боевой или полубоевой башни ХVII в., а также нескольких жилых башен XIII-XVII веков. Все они в частично руинированном состоянии. На берегу реки расположена группа склепов XIII-XVII веков с очень оригинальным рисунком на фасаде, нанесенным на желтую штукатурку красной охрой. В окрестностях селения Мужган обнаружены также полуподземные склепы и раннемусульманские кладбища. Из села Мужган вышли ингушские тейпы Доурбековых, Мужухоевых и т.д.
15) Историко–архитектурные памятники ингушского тейпа Мержой, разбросаны по склонам и отрогам горного хребта Морд-Лоам в 15 км. восточнее села Алкун Сунженского района, по правому склону реки Мережди. В средневековом поселении Мереджи сохранилось две боевых ХVII в., 4 жилых XIII-XVII веков. и 4 наскальных башен XVII в., а также наскальные склепы и раннемусульманские кладбища тейпа Мержой.
Представители всех перечисленных тейпов выступали на митинге категорически против передачи могил своих предков.

Башни Ингушетии – это единая система, из которой нельзя вырывать части.