Кое-кто смотрит Олимпиаду. А вот древние греки намного больше нас уважали и Олимпиады (по ним велось летоисчисление), и олимпийских чемпионов.
Например, географ Павсаний известен книгой «Опиание Эллады» (античный путеводитель). Там есть, например, такая фраза: «Эта война окончилась в первом году 14-й олимпиады, в которую коринфянин Дасмон победил в беге» (и таких фраз много).
14-я Олимпиада – это 724 год до н.э. А Павсаний жил примерно в 110-180 годах н.э.
То есть он знает, кто там 900 лет назад победил в беге на 14-й Олимпиаде (справедливости ради – было всего два вида: бег и двойной бег).
900 лет назад – это по-нашему 1122 год. Вы сходу вспомните, кто был главным князем в Киевской Руси? (А был, между прочим, Владимир Мономах, довольно известная личность. А тут – какой-то чемпион в беге.)
Павсаний, кстати, рассказывает и о первых олимпийских скандалах, и о первых бойкотах.
Удивительно, но первый скандал разразился только в 98-ю олимпиаду. «Фессалиец Эвпол подкупил деньгами выступивших вместе с ним кулачных бойцов».
«Говорят, что это было первое преступление, совершенное атлетами против правил о состязании, и первыми, на кого элейцы наложили денежный штраф, были Эвпол и те, которые получили подарки от Эвпола».
На деньги от штрафа поставили шесть статуй Зевса.
А потом разразился международный скандал.
«После Эвпола афинянин Каллипп, собираясь выступить в состязании пентатла, подкупил своих соперников; это было в 112-ю олимпиаду. Когда элейцы наложили штраф на Каллиппа и на его сотоварищей по состязанию, то афиняне послали Гиперида (один из 10 самых великих афинских ораторов), чтобы он убедил элейцев сложить с афинян штраф. Когда элейцы отказали им в этом снисхождении, афиняне отнеслись к ним с большим пренебрежением, заявив, что они не будут платить денег и не будут являться на Олимпийские состязания».
То есть Афины накосячили и объявили бойкот. Но, к счастью, вмешались олимпийские боги.
Дельфийский оракул заявил, что «он ни о чем не будет давать им вещаний (пророчеств), пока они не заплатят элейцам штрафа. Таким образом, им пришлось заплатить, и на эти деньги были сделаны другие шесть статуй в честь Зевса, и на них были написаны стихи элегическим размером, по поэтическому достоинству ничуть не выше тех, которые были написаны относительно наказания Эвпола».
Кстати, все спортсмены представляют свою страну, точнее – город или территорию: афинянин, фессалиец, коринфянин.
А был ли у них медальный зачет? Типа: «На первое место вышли спартанцы, Афины опустились на второе». Вот вопрос!
Глеб Сташков