Эрмитаж представил публике небольшую (14 скульптур и 11 картин), но важную выставку 2025 года. Она называется «Божественный Микеланьоло и его современники» и посвящена 550-летию со дня рождения скульптора, художника, поэта Микеланджело (вариант имени – Микеланьоло) Буонаротти. Из постоянной экспозиции в Пикетный зал Зимнего дворца переехал «Скорчившийся мальчик» – единственное в России произведение «Божественного». Вокруг него – контексты.
С «Мальчиком» на самом деле тоже не все просто. Неизвестны про него ни документы, ни свидетельства современников. Статуя не закончена, как большинство произведений мастера. Но, по словам Сергея Андросова, главного научного сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, созданный образ предельно выразителен. Юноша, сидящий на корточках, полон сил и крепок физически, но дух его сломлен. Только великий скульптор мог создать столь глубокое произведение.
Оно находилась в собрании некого Лайда Брауна в Уимблдоне и впервые упоминается в 1779 году в каталоге этой коллекции. Но в 1784 году, когда «Мальчика» приобретает Екатерина II, имя Микеланджело уже не упоминается, статуя оценена всего в 641 рубль. В Эрмитаж скульптура поступила в 1851 году из Академии художеств. Еще раньше, в 1800 году голландский путешественник Йохан Мейерман, упоминает, что видел в доме архитектора Винченцо Бренна, придворного архитектора Павла Первого, статую Микеланджело, которая изображает сидящего человека.
В 1922 году немецкая исследовательница А. Попп обратила внимание на ранний рисунок Микеланджело из Британского музея – проект Капеллы Медичи во Флоренции, где наверху в нишах изображены похожие скрюченные мальчики.
Тогда появилась дата создания «Мальчика» – около 1524 года, когда начались работы над Капеллой Медичи. Но потом эта точка зрения вызвала сомнения у других авторов. Во-первых, если Микеланджело сам потом отказался от этого замысла, то почему он начал работу с второстепенной статуи? Что еще важнее: Микеланджело в своих письмах упоминает все статуи, созданные им на то время. Их семь, «Мальчик» в это число не входит. Тогда стали искать, кто бы мог быть учеником, который способен выполнить работу такого качества. Не нашли.
Гипотеза Андросова такая. Когда на Флорентийскую республику напали войска папы и императора, Микеланджело принимал участие в сооружении оборонительных стен. Флоренция пала, ему пришлось скрываться. И скорее всего, в это время он мог вернуться к работе над своим замыслом. Причем, пользовался мрамором второго сорта, для архитектуры, который был под рукой, а не «статуарио», с которым обычно работал. По мнению, русского скульптора XIX века Николая Рамазанова, статуя сделана без модели, прямо выбита в мраморе.
По своему трагическому впечатлению она вполне соответствует его отчаянию после того, как Флоренция пала, Республика пала, вернулись Медичи. Стихотворение «Ночь» на эту тему в переводе Федора Тютчева выглядит так:
Отрадно спать – отрадней камнем быть.
О, в этот век – преступный и постыдный –
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Прошу: молчи – не смей меня будить.
Андросов продолжает: «Кто еще мог так спину сделать, правда, не отполирована до конца, но, все равно, чувствуется уже мускулатура, и чувствуется, что мрамор еще не до конца обработан, но статуя уже живет. Посмотрите, обойдите ее со всех сторон. Точка зрения немножко меняется. Вот с этой точки зрения юноша совершенно трагически уткнул свой нос в колени. С другой стороны, кажется, он еще может приподняться. Но, в общем, только великий мастер мог так сделать. Предпринимались всякие попытки найти кото-то, кто мог вырезать такую скульптуру. Ничего не получается. Не было такого товарища.
В общем, Эрмитажу повезло: по пальцам одной руки можно пересчитать сохранившиеся скульптуры Микеланджело: Два «Раба» в Лувре, «Мадонна с младенцем» в Брюгге. Рельеф, даже не статуя, в Лондоне, в Королевской академии. И сейчас нашлась разбитая ранняя статуя в США. Пять штук.
Что касается контекстов.
«Фавна» и «Спящего Геркулеса» создал Баччо Бандинелли – конкурент Микеланджело. Бронзовая фигура статуэтка «Аполлон стреляющий» – работа Бертольдо ди Джованни, который был его учителем.
Терракотовая скульптура Стефано Мадерно «Никодим с телом Христа» отсылает к работе Микеланджело «Положение во гроб».
Неизвестные скульпторы XVI – начала XVII века создали – «День» и «Вечер» – копии работ Мастера из Капеллы Медичи.
Мраморный бюст Микеланджело – работа Джованни Антонио Дозио, который принадлежал кругу Мастера, и мог работать с натуры. «Головая Фавна» вышла из этого круга и напоминает пародию на портрет учителя.
Картина «Оплакивание Христа» создана Перино дель Вага, который сотрудничал с Микеланджело в Риме. «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа» флорентийского мастера первой четверти XVI века, отсылает к раннему Микеланджело.
Выставка работает по 24 августа.
Борис Вадимов