Сладкая история России: конфетная обертка как культурный артефакт

Прежние конфетные обертки были куда интереснее  нынешних: сейчас просто курочки, коровки и прочая живность вперемешку с абстрактными завитушками, а раньше производители кондитерских изделий старались рассказать покупателям целые истории.

Когда вообще появились фантики?

Конфетный фантик – не такое уж древнее изобретение. Его «отцом» считается Томас Эдисон, который, помимо фонографа и электрической лампочки, в 1872 году изобрёл парафинированную бумагу. Немного времени спустя её начали использовать и в качестве конфетной обёртки.

До этого конфеты заворачивались в бумагу и фольгу, однако это было не очень удобным и затратным – обертывать в две бумажки одну маленькую конфетку, да ещё и так, чтобы она сохранила свой вкус, не испортившись со временем. Поэтому до появления парафинированной бумаги, конфеты, как правило, изготавливали непосредственно в день их употребления, раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюдечки, а брали специальными щипчиками. Это если речь идет о привилегированных слоях общества. Крестьяне довольствовались чаем с сахаром «вприкуску»…

Появление конфетных обёрток дало возможность производить сладости в большем количестве. К концу XIX века число кондитерских фабрик возросло, они конкурировали, стремились запомниться потребителю чем-нибудь ярким. Самыми крупными производителями сладостей в России считались товарищества «А. И. Абрикосова и сыновей» и «Эйнем», а также торговые дома «Леновых» и «А. Сиу и К°».

К оформлению кондитерских изделий они привлекали  выдающихся художников, в том числе Михаила Врубеля, Ивана Билибина, братьев Васнецовых. К сожалению, большинство эскизов утеряны, это вызывает сложности в установлении авторства той или иной конфетной обёртки.  

 Трехсотлетие дома Романовых

Одними из самых сложных в изготовлении стали фантики, выпущенные к трёхсотлетию дома Романовых. Кондитеры изобразили на них и самих правителей, и преданный им народ, и объекты архитектуры.

Кондитерская фабрика «А.Сиу и К» выпустила к 300-летию Романовых новую марку печенья «Юбилейное».

Это печенье, на удивление, продолжали выпускать и во времена СССР, попробовать его можно и сегодня.

Столетие Отечественной войны

 Кондитеры не прошли мимо столетия войны 1812 года, на обертках появились изображения самых значимых сражений. Товарищество «Эйнем» вкладывало в коробки с печеньем и конфетами специальные карточки с информацией о  событиях Отечественной войны.

Нации и народности

Фантики и вкладыши в конфетные коробки наглядно рассказывали о национальном составе дореволюционной России.

И не только о населявших Россию народностях. Кондитерская фабрика «Эйнем» выпустила коллекцию карточек «Типы народов земного шара» – полностью весь наб покупатель мог собрать, покупая какао и шоколад.

Не всегда тёплые отношения с Японией и планы по постройке Китайско-Восточной железной дороги давали о себе знать на конфетных обёртках конца ХIX века.

Советский Союз продолжал дореволюционные традиции – и тоже сообщал граждан, кто входит в состав многонационального советского народа. В 1920-е годы фабрика «Красный Октябрь» (а на деле всё тот же «Эйнем»,  претерпевший идеологический ребрендинг)  выпустила конфеты «Карамель Федеративная», на которых упомянула представителей даже  немногочисленных народностей (например, лопарей-саамов). На фантиках можно встретить и не самые привычные для нас названия – на «малороссов» сейчас обижаются украинцы, а «сартами» тогда называли оседлых узбеков и равнинных таджиков.

Повседневность

 По оберткам конфет Российской империи мы можем судить лишь о жизни высших слоёв общества – рабоче-крестьянские сюжеты на фанктиках почти не попадались.

Имперский киндер-сюрприз

Думали, что шоколадное яйцо с игрушкой внутри – это нынешнее изобретение? Вот и нет. В дореволюционной России её выпускал Иоганн Леопольд Динг. Шоколадные яйца были самых разных размеров, внутри лежал небольшой презент.

Властители дум

На конфетных обёртках были не только императоры, но и популярные писатели, даже не самые лояльные тогдашнему режиму: Максим Горький, Лев Толстой, Николай Гоголь и персонажи их произведений.

Конфеты революции

С приходом советской власти самые крупные и прибыльные кондитерские фабрики были национализированы. Товарищество «Эйнем» стало «Красным Октябрём», предприятие «А. И. Абрикосова и сыновей» превратилось в моссельпром имени П.А. Бабаева, торговый дом «Леновых» стал называться «Рот Фронт», а «А. Сиу и К°» – «Большевик». На первых фантиках даже указывали, как ранее называлась нынешняя фабрика. Вероятно, чтобы передать новому «пролетарскому» бренду авторитет старого – «буржуйского».

Портреты царей заменили изображениями «пламенных революционеров».

К агитациии на фантиках были привлечены лучшие деятели пролетарской культуры: Владимир Маяковский писал тексты, Александр Родченко делал эскизы.

К 1930-м годам надежды советской власти на скорый переход западных стран к социализму угасли, в связи с чем громкие речи о мировой революции начинают затухать, а идеологически заряженных конфет становится всё меньше. Появляются новые, отсылающие к старым «буржуазным» воспоминаниям либо просто нейтрально-экзотическим сюжетам бренды: «Мишка на Севере», «Маска», «Кара-кум»

Возвращаются названия из старой императорской России. Например, конфеты «Белочка», «Ну-ка отними!» и «Мишка Косолапый». Изображение для «Мишки» (в его еще дореволюционной версии) было создано Мануилом Андреевым по мотивам картины Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Впрочем, к особо  важным общественно-политическим событиям конфеты выпускались. В 1960-е на фантиках появился первый полёт в космос, в 1980-е – Олимпийские игры в Москве.

Однако рано или поздно всему приходит конец. И Советскому Союзу, и советским сладостям. Многие конфеты, вроде «Маски», «Белочки» и «Мишек», можно попробовать и сегодня, однако, как утверждает старшее поколение, вкус уже не тот. Правда это или нет, бог весть, но, начиная с 90-х отечественные конфеты начинают вытесняться пришедшими с Запада Milky way, Snickers и Alpen Gold.

Старые отчественные бренды, возможно, просто ждут, когда смогут на своих фантиках отобразить новые яркие события и образы.

Виктория Жорова