Пустой цирк и пыльные покрывала на креслах зрительного зала – грустное зрелище. Невесело и итальянским артистам из знаменитой цирковой династии Тоньи. Они застряли в Петербурге с зимы и неизвестно, когда смогут уехать – животных сейчас вывезти невозможно.
Звери репетируют, но им явно не хватает главного – зрительского восхищения и аплодисментов. Тигры в нетерпении столпились у выхода из клетки, куда униформисты подвели сетчатый тоннель для выхода в манеж и с удовольствием побежали к своим тумбам. После них вприпрыжку поскакали на сцену верблюды и зебры. Ручная индийская слониха Ранни легко дала мне себя погладить и доверчиво сунула хобот мне в карман.
– Они мне больше, чем дети, – говорит их дрессировщица Сьюзан Тоньи, – ведь я с ними 40 лет.
Давио Тоньи ласкает своих артистов-тигров и видно, что они любят его и что отношения между ними скорее доверительные.
Спрашиваю, почему многие плохо относятся к цирку с животными. Давио так отвечает:
– Потому что это есть интересы экономические. Они очень сильные. Эта ассоциация анималистов (защитников животных) тратит много денег на спекуляции с животными. Было много обвинений. Если вы посмотрите в интернете, в Америке было очень большое осуждение (цирков с участием животных). Оно было проплачено. С фальшивыми фактами. Было видно, что эти факты сфабрикованы самими анималистами – так это было плохо организовано. Потом они были разоблачены. Зайдите в интернет – и увидите. Но это не только в США. Есть и европейские ассоциации, которые выдвигали подобные обвинения (о жестоком обращении с животными в цирке). Так как деньги для этих ассоциаций люди дают от всего сердца, они думают, что дела обстоят именно так. Это очень странная вещь. В нашем цирке животные хорошо себя чувствуют. Они ухожены, накормлены, даже избалованы, не скучают, так как делают упражнения. (Перевод с итальянского Талия Драга).
Потом Давио рассказывает о работе с Федерико Феллини:
– Я работал с Федерико Феллини в фильме «Интервью». Там есть слоны – это наши. Мы с Феллини были знакомы лично. Феллини очень любил цирк. У его кинематографа истоки из цирка. И цирк был очень важен для него. Феллини был прекрасным и простым человеком. Однажды мы снимали на море рядом с Сан Бадиуа, под Остией – в маленьком городке под Римом. На пляже. Это был сентябрь – октябрь. Прекрасный день. Пляж пустой, потому что никто уже не купался в море. Слоны ходили по пляжу рядом с морем. Феллини спросил нас, можем отправить слонов с море и потом позвать их обратно? Мы сказали, не знаем, что получится, но попробуем. Слоны зашли в море, Феллини их позвал обратно и слоны послушались его. Как своего режиссёра. Слоны слушались его и шли направо, налево, возвращались назад… Это было невероятно! Потом я ещё работал в Милане в рекламе кофе ILLY. Режиссёром был Френсис Форд Коппола. Там была задействована вся наша труппа…
Наверное, меня легко обмануть, но тут я не увидела подвоха. И мое мнение относительно ужасов цирка с животными сильно пошатнулось. Они действительно любят друг друга. Они семья. И они не знают другой жизни.
Ольга Маркина
Для справки. Цирковая династия Togni существует с 1872 года. В Петербург труппа приехала в феврале. Контракт на гастроли в цирке Чинизелли у итальянских артистов до сентября.
Запрета на использование диких животных в цирках существует в достаточно большом количестве городов и стран. В Италии такой закон принят, но еще не вступил в силу.