В Музее истории религии «Пьету» поменяли на «Мадонну с Младенцем». Обе деревянные скульптуры созданы в XV– XVI веках и в свое время находились в католических храмах.
Полихромная «Пьета» работы школы Тильмана Рименшнайдера с 2000 года находится в постоянной экспозиции музея – после его переезда из Казанского собора в здание на Почтамтской улице, 14. «Мадонна с Младенцем» последние годы хранилась в фондах.
Как рассказала Екатерина Терюкова, директор музея, в 2014 году проводилось небольшое исследование «Пьеты», которое показало, что первоначально скульптура была выкрашена темперой, а много позже (видимо, покрытие начало осыпаться) на скульптуру была нанесена масляная краска.
Теперь появилась идея провести комплексное исследование с целью выяснить, можно ли расчистить скульптуру, чтобы посетители музея получили представление о первоначальном авторском замысле.
Как пояснил Анатолий Агарков, руководитель бригады реставраторов, который специализируются на темперной живописи, после укрепления аварийных участков древесины, в разных точках скульптуры будут с помощью микроскопа сделаны несколько десятков микропроб. Они позволят получить информацию о том, где сохранился авторский слой. В тех местах, где он присутствует, можно, постепенно размягчая масляную краску и используя микроскальпели, удалять «записи». Там, где темпера не сохранилась, будет оставлено масло. Это классический реставрационный принцип.
Работа займет два года.
«Пьета» поступила в Музей истории религии из Центрального антирелигиозного музея, который существовал в Москве в 1927-1947 годах. Ранее скульптура находилась в костеле Петра и Павла в Милютинском переулке, 18. Костел был построен в 1849 году. Возможно, «Пьета» была вкладом богатого прихожанина. Костел был закрыт в начале 1930-х годов, здание полностью перестроено, сейчас там находится бизнес-центр.
«Мадонна с младенцем» также находилась в собрании Антирелигиозного музея, но сведений о ее предыдущем бытовании не обнаружено.
Б.В.




