Смогут ли медики и работодатели сотрудничать без помощи страховых компаний?

Похоже, экономический кризис смог-таки подкосить одну из основ жизни больших российских городов: развитие ДМС (добровольного медицинского страхования) в них остановилось количественно, а качественно и вовсе деградирует. У ряда медучреждений, как и у ряда работодателей, родилась идея удалить страховые компании из системы медобслуживания как ненужных посредников и договариваться напрямую

     

  Об этом “Город 812” уже писал в начале лета (см. “Город 812” от 9 июня 2010 г.). Что изменилось за три месяца? За лето количество рекламных объявлений, призывающих заключить прямой договор с медицинским учреждением, в “Яндексе” увеличилось в несколько раз. Лидируют  медучреждения Москвы. Вслед за ними по частоте упоминаний идут медцентры

  Цитата:

Татьяна Романюк, компания “ЕМС”:

Сейчас меня больше всего настораживает создание страховщиками собственных клиник.
Я считаю, что это путь в никуда и его вообще надо запретить. Они так варварски борются с издержками, что ни о каком развитии медицины речь вообще не может идти!

Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Ханты-Мансийска. Петербургских клиник на первых трех страницах поисковика не замечено. Генеральный директор сети стоматологических клиник “Дентал-Сервис” Филипп Ильин объясняет  сложившийся расклад так: “В Петербурге просто обычная инертность! – ответил эксперт. – Десять лет назад мы начинали заключать договоры со страховыми компаниями и видели индифферентное отношение к этому у  своих конкурентов. Теперь страховой этап в медицине, возможно, сменился другим – этапом прямого сотрудничества. Значит, снова надо бегать, привлекать клиента, уговаривать. Сам завод ни к кому не придет. Но медики сидят и по привычке ждут, что страховая компания к ним какого-нибудь клиента приведет. Кстати, крупные предприятия от страховщиков уходить и сами не хотят”.

  Цена независимости

Впрочем, научиться “продавать себя” для медиков будет недостаточно. Как говорит Татьяна Романюк, генеральный директор компании “ЕМС” (объединяет многопрофильный медцентр и компанию по урегулированию страховых событий), ни одно медучреждение не сможет качественно работать с пациентами напрямую, если у него нет хорошего call-центра.

“Именно так уже давно работают почти все питерские страховые компании, чтобы жестко контролировать все свои издержки, объясняет Романюк. – А вот в Москве практика иная: там страховые компании доверяли обладателям своих полисов ДМС обращаться к медикам напрямую. Поэтому “страховая” прослойка московским клиникам вроде как и не нужна”.

Однако  собственного call-центра  медцентру тоже не достаточно, чтобы сбросить страховую компанию с корабля современности. Потребуется сделать еще две непростых вещи. Во-первых, объединить несколько  партнеров, потому что в одиночку решить все проблемы клиента в Петербурге могут от силы 1 – 2 медицинских центра. Остальные не столь универсальны и не обладают полным комплектом оборудования. Во-вторых, партнерам придется разработать и внедрить в каждой из клиник единые стандарты качества, а в группе в целом – реальный внутренний контроль.

“У страховщиков контроль есть. Правда, ориентирован он в первую очередь не на контроль качества, а на экономию денег, – говорит Татьяна Романюк. – Но совсем без контроля еще хуже”.(этот абзац полностью переставлен, он был последним, а стал вторым!!)

Кстати, услуги своего call-центра “ЕМС” продает большому числу страховых компаний. Этот процесс, по словам Романюк, требует как минимум года напряженной работы и соответствующих материальных затрат. Зато теперь “ЕМС” “сидит на информации” во-первых, о пациентах, во-вторых, о каждом из врачей, работающих в медучреждениях-партнерах, и имеет около 200 договоров с лечебными учреждениями.

“К тем из них, кто явно “раскручивает” пациентов на деньги, мы стараемся пациентов не отправлять”, – говорит Романюк.

 С полисом или без

Опрошенные нами эксперты признают за страхованием хотя и единственное, но зато огромное преимущество – наличие в этом финансовом механизме т.н. “страхового плеча” – то есть возможности получить лечение на сумму, в десятки раз превышающую стоимость полиса. При прямом договоре с медиками это невозможно: услуги будут оказаны в точности на ту сумму, которая установлена соответствующим договором. Хотя уже есть лечебные учреждения, которые предлагают абонементные программы и берут на себя все финансовые риски.

У работы по прямым медицинским договорам другие плюсы. Во-первых, говорит Т. Романюк, при такой системе работы даже бедное предприятие может найти вариант, как распорядиться своими малыми средствами. А колл-центр все решит, проконтролирует и организует подешевле. Во-вторых, в нынешних программах ДМС очень много исключений, в том числе критичных, а в рамках прямого договора можно лечить все.

“С нами обычно для этого и работают – для лечения серьезных заболеваний, – говорит руководитель “ЕМС”.

С этим утверждением согласен и генеральный директор стоматологической клиники “Первый Элемент” Вадим Рядченко. “Нас устроят в качестве клиентов любые предприятия, – говорит он. – Мы можем предложить им то, что почти никогда не входит в страховые программы, а именно протезирование, ортодонтию, имплантацию… Правда, такие договоры обычно заключаются, если руководитель компании сам заинтересован в услугах стоматолога”.

В свою очередь, Лев Авербах, генеральный директор компании CORIS assistance (частная скорая помощь и травматологический пункт) говорит: единственный известный ему случай, когда прямые договоры на медобслуживание стоят гораздо дешевле страховых, – это договоры на обслуживание новорожденных: сейчас в Петербурге их цена 20 – 30 тысяч рублей, а аналогичный страховой полис стоит от 60 до 100 – 120 тысяч. Правда, у полиса опять-таки есть страховое плечо – можно пролечить гораздо больше, чем заплатил за страховку. Так что каждый клиент должен выбирать сам. Впрочем, отмечает Авербах, сейчас появилось много примеров, когда работодатели считают так: “Никого страховать не буду, а если кто-то заболеет – оплачу лечение”. Если коллектив молодой и энергичный, то это может оказаться выгоднее, чем страхование.