На фоне скандала, связанного со сносом дома на Ремесленной улице, 3, который мешал строительству дороги, вице-губернатор Игорь Албин пообещал впредь дома не сносить, а передвигать. Хотя опыт товарища Сталина по части передвижения домов в Москве широко известен, в исполнении Игоря Албина эта история выглядела как новое издание откровений про бакланов. Однако все оказалось серьезно.
Трехэтажный дом на Ремесленной улице (Петровский остров), построенный в начале XX века в кирпичном стиле, стоял на трассе дороги, ведущей от строящегося Серного моста на Петроградскую сторону. Здание быстренько изъяли под госнужды, жильцов выселили, но с самим домом возникла проблема: закон запрещает снос неаварийных домов дореволюционной постройки. Было, видимо, решено, что подделать год постройки проще, чем заключение об аварийности, поэтому на свет появилась историко-культурная экспертиза, согласно которой здание было построено в 1920 году. Фальсификация была настолько очевидной, что градозащитникам удалось даже добиться возбуждения уголовного дела по факту подделки документов, которое расследуется до сих пор. 18 августа Игорь Албин пообещал, что власти найдут устраивающее всех решение проблемы, но 26 августа проблема была решена с помощью бульдозера.
После этого Игорь Албин заявил, что власти разработают для таких случаев механизм перемещения зданий. Тем более что случаев много. Центр «Эком» опубликовал карту, где выделены памятники, на которые налезает проектируемая улично-дорожная сеть. Их около 70, из них 15 будут уничтожены полностью, если планы по строительству дорог буквально воплотятся в жизнь.
Идею переноса зданий Игорю Албину подсказали на встрече сами градозащитнки, когда обсуждалась судьба Ремесленной, 3. Но ее спасти уже не успели. Теперь к делу активно подключилось КБ Высотных и подземных сооружений (КБ ВИПС), которое утверждает, что ничего сложного тут нет. Вместе с представителями Университета путей сообщения оно встречалось с Игорем Албиным, КГИОПом и другими заинтересованными сторонами. По оценкам специалистов, при передвижении одноэтажного здания экономия по сравнению со сносом и последующим воссозданием составляет 35%, а 5–6 этажного – 60%.
Перемещать можно двумя способами: по рельсам – это несложные технологии, но они позволяют двигать дома только по прямой; или на тележках – тогда можно хоть вращать дом вокруг своей оси. Но технологии с тележками сложнее, их нужно покупать за границей.
Перемещение домов активно практиковалось во время сталинской реконструкции Москвы в 1937–1940 годах. Последний раз оно производилось в Москве в1983 году, с тех пор в СССР и России никто этого не делал. «Единственная опасность – что в тот момент, когда дом будут ставить на рельсы, он треснет. Такое может быть, если допущена ошибка в проектировании. Но ошибки в проектировании возможны при любых работах», – рассказал «Городу 812» директор центра «Эком» Александр Карпов.
По его словам, теперь все упирается в законодательство, которое не регулирует процедуру регистрации объекта недвижимости, получившегося путем перемещения старого здания на новое место. Еще сложнее дело обстоит с памятниками. Таким образом, чтобы воплотить идею в жизнь, надо готовить поправки в законодательство. «КБ ВИПС предложило дорожную карту по работе в этом направлении», – говорит Карпов.
По его словам, у рынка перемещения зданий может быть большое будущее, так как подобные технологии могут быть востребованы не только для спасения памятников от дорожных рабочих.
Антон Мухин