Во вторник, 21 июля, будет назван победитель международного конкурса на архитектурное решение Дворца танцев, который должен появиться в составе комплекса «Набережная Европы». Чаще это здание называют театром Бориса Эйфмана. Победитель получит право спроектировать комплекс общей площадью примерно 20 тысяч кв. метров. Строительство, финансируемое ВТБ, должно быть завершено в 2016 году.
В конкурсе принимают участие четыре архитектурных бюро – “Земцов – Кондиайн” (Петербург), UN Studio (Нидерланды), Жан Нувель (Франция) и Snohetta AS (Норвегия). Поначалу казалось, что конкурс специально заточен под Нувеля – архитектурную суперзвезду из Парижа. Сейчас у экспертов нет такой уверенности, хотя источники считают, что Нувель по-прежнему остается главным фаворитом.
Напомним, что речь идет о проектировании здания с двумя зрительными залами – на 1000 и 300 мест. Расположение Дворца танца жестко зафиксировано уже утвержденным мастер-планом. Дворцу отведено место на полуовальной площади, обращенной открытым пространством в сторону Петропавловской крепости. Все мастерские выполнили просьбу Бориса Эйфмана не проектировать фасадов со сплошным остеклением. Заодно не только не превысили специально разрешенных законом для дворца 42 метров, но и спустились до 35, заглубившись на несколько метров под землю. Впрочем, это только эскизы, инвестору может понадобиться подземелье для паркингов.
Петербургский участник конкурса – бюро “Земцов – Кондиайн” – предлагает здание с большими козырьками на “танцующих” колоннах, облицованных натуральным камнем. Такой прием должен продемонстрировать назначение здания и одновременно создать под крышей общественное пространство площадью около тысячи кв. метров. Еще “Земцов – Кондиайн” решили украсить площадь бассейнами с внутренней подсветкой. Ряд наблюдателей считает, что в этом проекте слабо решен фасад, выходящий на проспект Добролюбова, а портик над главным входом слишком декоративен.
Главная фишка перламутрового “айсберга” архитекторов UN Studio из Голландии – огромные фасады, собранные из стальных треугольников. В них вставлено либо прозрачное, либо матовое стекло. Этот прием позволяет увидеть с улицы все происходящее в фойе и наоборот. Наблюдатели говорят, что здание удачно встроено в ландшафт – нос айсберга указывает на Петропавловский собор. Недостатком считается обилие металла на фасаде (в петербургском климате на нем почти неизбежно появление ржавчины и подтеков).
Француз Жан Нувель вспомнил свои ранние проекты и предложил черный с золотом объект идеальной круглой формы. Поперечные разрезы здания показывают конструкцию, где, как в космическом корабле, должно быть все необходимое и ничего лишнего. Ресторан размещен на самой макушке здания. Наблюдатели отметили, что форма полусферы у Нувеля рифмуется с овалом площади, закругленными фасадами соседних зданий и даже с круглым “Юбилейным”. Но, говорят некоторые, при этом очень активны черные и золотистые цвета, для Петербурга это не свойственно.
Проект норвежского бюро Snohetta AS – почти правильный прямоугольник, с волнистыми музыкальными фасадами из криволинейных бетонных конструкций. Как и в голландском проекте, стены главного фойе – полупрозрачные. Эксперты усмотрели слабость этого проекта в массивных углах здания, которым тесно и они почти натыкаются на соседние строения.
Что касается решения главного зала, то за исключением голландцев остальные бюро предложили стены в приглушенных тонах. Над партером расположены отдельные объемы лож, а не разделенное отсеками полукруглое пространство, как в классическом театре. Только UN Studio сделала выбор в пользу белого зала с едиными балконами-ярусами.
В общем, не входящие в жюри наблюдатели пока отдают предпочтение французу Нувелю и голландцам из UN Studio, но считают, что жюри могут насторожить круглая, похожая на цирк, форма здания театра у Нувеля и сложная расстекловка фасадов у голландцев.