В репинских залах Русского музея — реэкспозиция. Свои места покидают «Бурлаки на Волге», «Садко», «Запорожцы», «Какой простор!», «Портрет Веры Шевцовой», «Негритянка», «Портрет Александра Глазунова», «Портрет Наталии Головиной». 28 произведений – 11 картин из постоянной экспозиции плюс две из фондов («Приготовление к экзамену», которую Репин называл своей первой картиной, и «17 октября 1905 года») плюс 15 рисунков из фондов» отправляются на гастроли.
Гастроли будут близкие и недолгие: с 19 марта по 29 августа в музее Атенеум в Хельсинки состоится персоналия Репина. Два музея давно дружат. Когда в Русском музее была большая выставка к 175-летию художника (2019) из Атененума привозили восемь произведений, в том числе портрет Натальи Нордман-Северовой, жены Репина, вещь концептуальную для любого проекта об авторе «Бурлаков». Наталья Нордман, кстати, родилась в Гельсингфорсе.
Два года назад, договорись, что ГРМ станет главным гостем хельсинкского проекта «Репин». Он должен был показываться еще в 2020 году, но вирус помешал.
Надо помнить, что Илья Ефимович прожил тридцать лет в «Пенатах», на территории современной ему Финляндии, много там работал. Так что он и финляндский художник.
Место уехавших картин Репина займут другие его работы: вместо «Запорожцев» повесят «Проводы новобранца» (1879), «Бурлаков на Волге» заменит «Иов и его друзья» (1869), «Садко» – «Портрет Куинджи. «Портрет художника А.И. Куинджи» (1877). Плюс можно будет посмотреть «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» (1888) и «Портрет писательницы Н.Б. Нордман-Северовой» (1905).
Вадим Шувалов