Собирать современное искусство – ни разу не инвестирование

«Собирать современное искусство – ни разу не инвестирование», – так ответили на вопрос «Города 812», для чего они покупают (точнее говоря, не покупают) совриск, петербургские коллекционеры Денис Химиляйне и Сергей Лимонов. Они собирают то, что им нравится, понимая, что купленное сегодня, завтра может не стоить ничего.

«Я покупаю эмоцию» – образно и точно сформулировал свою позицию Химиляйне. Оба коллекционера собирают современное искусство около пяти лет и сейчас на выставке «Вещи» в галерее Anna Nova показывают некоторую часть приобретенного за отчетный период.

Много лет назад в одной уже давно не существующей петербургской галерее открывалась выставка из собрания Артемия Троицкого. Тогда я задал ему тот же вопрос о мотивации покупок. Он ответил также: в них нет инвестиционной составляющей. Но тогда этот ответ предполагал, что существует и прямо противоположный. Теперь, несмотря на все заклинания игроков арт-рынка: «торопитесь, завтра будет сильно дороже», публика при деньгах покупает эмоции, а не вещи для перепродажи.

Галерея понимает эти реалии и еще больше усиливает провокативность показа. В прологе к выставке куратор Алексей Масляев (Московский музей современного искусства) показывает вещи не из коллекционерских собраний. Их проблематично сделать товаром. Например, серию фото «Арсенал» Анастасии Цайдер. Она сделана с помощью пленочного фотоаппарата (ушедший в прошлое антиквариат, изыски отдельных фотографов не в счет) и отпечатана так, что постепенно разрушается под воздействием света. Художник таким способом создает образ ухода аналоговой техники. Но его сложно монетизировать.

Из того, что проще, назовем видео Егора Крафта «Футболка». Художник купил в H&M белую футболку за 399 р. Принес домой и аккуратно накатал на ней: «Please ignore the text here – keep on shopping». Потом пошел в магазин и сообщил, что футболка ему не подошла, и вернул ее. На следующий день увидел эту вещь в продаже. Скорее всего, это видео грамотно срежиссированно. Но антиконсюмеристский месседж Крафт придумал классный.

Владимир Козин решил поспорить с Ильей Кабаковым и создал инсталляцию «В будущее возьмут всех». Разница в том, как художники понимают будущее. Козин видит в нем вариации ада. Поэтому он создал шесть фанерных букв – THE END, каждая пробита революционным инструментом, начиная с ледоруба имени Троцкого.

Совсем в другой тональности работает «Акант» Артема Филатова. Фрагмент паркета из старого нижегородского деревянного дома, пошедшего на снос, он сравнил с украшением античной колонны акантовыми листьями. Это вещь – тоже про память, закольцовывается с «Арсеналом».

В окнах галереи установлены неоновый объект Сергея Браткова «Из ресторанов в космос не летают». Говорят, эта фраза принадлежит Гагарину. Объект существует в нескольких версиях.

Вадим Шувалов


Теги: