Соединение створок. Алтарные иконы с загадками показывают в Эрмитаже

В Эрмитаже показывают недавно отреставрированную двухстороннюю алтарную створку начала XV века. Долгое время части алтаря церкви неподалеку от Нюрнберга хранились в фондах разных музеев России.

В 1920 году в Эрмитаж из Музейного фонда (читай из национализированного большевиками) поступила деревянная икона. Как произведение неизвестного художника XV века. На одной стороне изображено «Успение Богоматери», на обратной – «Поклонение волхвов». Но этот музейный предмет обычно называли по волхвам: как-то странно выглядела обрезанная голова Богородицы внизу «Успения». Произведения в таком виде не могло экспонироваться, оно надолго осело в фондах, доски рассохлись, разделив изображения по вертикали на две примерно равные части. В 2017 году до иконы дошли руки музейных реставраторов темперной живописи. Они почистили изображения соединили доску в одно целое.

И тогда специалисты обратили внимание, что в фондах Музея истории религии хранится двухсторонняя икона неизвестного немецкого художника XV века. Она поступила туда из Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, а ранее находилась в коллекции Павла Вяземского, русского дипломата XIX века, собиравшего старое немецкое искусство.  На одной стороне изображено «Рождество», на другой – «Успение Богоматери». Причем явно заметно, что сначала икона была грубо укорочена сверху, а намного позднее надставлена и дописана неумелой рукой. Причину такого обращения с ценным произведением трудно объяснить.

Сопоставив манеру письма и материалы, специалисты пришли к выводу к выводу, что в XV века это была единая алтарная створка. Эрмитажная часть – верхняя, Музея истории религии – нижняя. Больше того, предположительно она относится к алтарным иконам Августинской церкви в Лангенценне (близ Нюрнберга), созданным около 1435 года неизвестным нюрнбергским художником. Алтарь в Лангенценне был посвящён Деве Марии. Сейчас он разрознен, местонахождения некоторых фрагментов не установлено.

Для выставки использована такая атрибуция: «Мастер Лангенценнского алтаря (?)». 1435-1440 годы.

Выставка работает до 12 марта 2023 года.

В.Ш.