Нынешние операторские «крестовые походы» ведутся где угодно,- в Челябинске, в Новосибирске, в Москве, – но только не в Петербурге. Все это привело к тотальному исчезновению старинной русской забавы – «поиск оптимального сотового тарифа».
В целом по больнице
Даже финансово-экономический кризис, и тот не смог заметно поколебать затянувшееся скорбное бесчувствие входяще-исходящих расценок. Конечно, сотовые тарифы “в целом” снизились: по данным MForum Analytics, в конце 2009 года российские абоненты тратили по 0,04 доллара США за минуту разговора. Это на 28% меньше, чем в конце 2008-го. Инициативного снижения тарифов сотовых компаний оказалось достаточно, чтобы отрасль избежала грандиозного потребительского провала, зафиксированного в других сегментах: 52-процентного падения объемов продаж автомобильного рынка, например, или 60-процентного снижения в недвижимости, 50 – 75-процентного, в зависимости от направления, сокращения выездного туризма.
Кроме того, сотовая связь чуть ли не впервые в российской новейшей истории оказалась среди т.н. неприкосновенных базовых потребностей. Согласно социологическим опросам, петербуржец если и готов экономить на чем-то, то только не на таком сакральном предмете, как мобильный телефон.
Однако временные антикризисные меры операторов – это совсем не то, к чему мириады сотовых абонентов привыкли в эпоху “раннего Путина”.
МТС: “Супер ноль” совсем не супер
Очень длинная линейка действующих тарифов у МТС – их порядка двух десятков. Среди них есть как “общеупотребительные”, так и специальные (например, “Подружки” – для женщин) или Red Energy (позиционируется как “революционный молодежный”). Чтобы выбрать из них “самый” выгодный тариф, на сайте МТС даже имеется тарифный калькулятор – сколь сложное, столь и запутанное веб-устройство, в которое надо завести немало всяких разных исходных данных. Например, сколько звонков (в процентах) у вас будет приходиться на городские местные звонки, на мобильные местные МТС, на межгород по России и т.п.
Помучившись с “калькулятором”, мы почли за благо изучить именно “молодежный” тариф, – как изначально ориентированный на не самых богатых абонентов. Red Energy предлагает исходящую минуту на все сотовые своего региона (включая МТС) за 1,50 и за 0,05 – минуту для других абонентов МТС, подключенных к этому тарифу. СМС – 1,10 за штуку. Для обычного использования такие условия особо интересными не назовешь. Но для переговоров внутри закрытой группы (например, производственной) или даже для какого-то конкретного собеседника, с которым необходимо поддерживать постоянный и длительный телефонный контакт, – неплохо.
Перед Новым годом МТС широко рекламировала тариф “Супер ноль”. Судя по непродолжительности этой рекламной кампании и по вялому отклику у публики, “Супер ноль” не получился хитовым, супервыгодным тарифом. Оно и понятно: единственная завлекательная особенность “Супер ноля” – это бесплатное “окно” в каждом звонке, со второй по пятую минуту. При этом первая минута и все с шестой минуты разговора по цене совсем, совсем не “супер”: 1,95 руб. (1,75 – при включенной услуге “Выгодный баланс”). Однако хорошо известно, что больше половины всех совершаемых звонков имеют длительность 1 минута и менее.
“МегаФон”: старая, старая “Сказка”
Хотя у “МегаФона” более 40 действующих тарифных планов и еще большее количество тарифных опций, раздел “Новые тарифы” состоит всего из двух позиций: “Сказка” и “Шире круг”. Да и они новы весьма условно: “Сказку”, например, в Петербурге продвигали еще год назад.
С сегодняшней “посткризисной” точки зрения “Сказка” совершенно неактуальна: местная исходящая минута на мобильники других операторов оценена в 1,90 с НДС, минута на “родные” мегафоновские номера в других регионах – 3,00. Получается, что даже при 12 минутах разговоров в день, в месяц придется выкладывать никак не меньше 700 рублей.
Глядя на этот аттракцион неслыханной, сказочной щедрости, самое время переподключаться на какой-нибудь “Люкс.500” этого же оператора. За 500 руб. в месяц им обещано “750 (семьсот пятьдесят) предоплаченных минут на исходящие вызовы на мобильные телефоны общероссийской сети “МегаФон” и операторов подвижной связи домашнего региона, исходящие вызовы на стационарные телефоны центрального города домашнего региона и т.д. Минус в том, что предоплаченные минуты не накапливаются: при начислении новых 750 предоплаченных минут первого числа каждого месяца происходит автоматическое обнуление минут, начисленных ранее.
Теле2: куда, короче?
Сотовый дискаунтер Теле2 продвигает всего четыре тарифа. А если из сферы потенциального интереса исключить определенно гостевой тариф “Привет на Родину”, то – меньше и представить сложно. Однако, Теле2 не так минималистична в своей тарифной политике, как это может показаться. В архиве компании значатся 17 неактивных на сегодня тарифов. В подобном разделе официального сайта “МегаФона”, работающего в городе дольше всех, насчитывается 44 тарифа – заметно меньше в пересчете на количество лет работы.
У Теле2, не имеющего действующей лицензии на столичный регион, всегда были очень дорогими звонки в Москву и Московскую область. Не исключение и тариф “Мой город” – самое свежее рыночное предложение. Минута общения с малоприятным, но все же российским городом, находящимся на расстоянии 650 км от Петербурга, оценена в 8 рублей. Столько же на этом тарифе стоят исходящие вызовы на “остальные телефоны любого региона России” (т.е. не Теле2 Россия и не Москва и МО).
В остальном “Мой город” – вполне конкурентное предложение: 0,78 руб. с НДС стоит минута исходящих звонков на любые мобильные и стационарные номера Петербурга и области. Во столько же оценено одно “местное” СМС.
Связанные одной сетью
Абсурдности в ситуацию с тарифным однообразием добавляет и тот факт, что рыночная конкуренция окончательно “выровняла” федеральных операторов, сведя на нет брендовую дифференциацию сотовой связи. Лет пять назад, когда она была существенной (различные качество и устойчивость связи, карты покрытия, уровни “вымуштрованности” служб поддержки), абоненты в первую голову выбирали оператора. А телефон был лишь инструментом для связи. Сейчас прежде всего пользователь выбирает мобильник. Выбор оператора сотовой связи уже не важен, он откровенно второстепенен. Россия – одна из немногих европейских стран, где в пирамиде потребительских ценностей значимость телефонов превосходит значимость сети оператора, его имиджа, рыночной истории и др.
Выкатив на такой неблагополучный рынок несколько откровенно скучных, формальных новогодних спецпредложений “для всех” (“2010” от “Билайна”, “Новогодняя сказка 2010” от Теле2), сотовые компании всерьез и по-настоящему взялись за корпоративных клиентов. Причем не только в прикладном, “тарифном”, но также и в “философском”, мировоззренческом смысле. МТС, “Билайн” и “МегаФон” не только пересмотрели тарифные линейки для бизнес-абонентов, сделав их менее запутанными и более прозрачными. У “МегаФона Северо-Запад” корпоративных тарифов семь, у “Билайна” – четыре, у МТС – три базовых, два специальных, два безлимитных и еще пять для интернет-пользователей.
В принципе, есть из чего выбрать. Но, памятуя о русском главенстве терминала (телефона) над всеми фирменными ухищрениями компании-оператора, есть смысл сосредоточиться исключительно на безлимитном тарифе с фиксированной абонентской предоплатой.
Радуйтесь – вас облизывают
Первое и очевидное отличие корпоративного тарифа от остальных – за разговор платит не сам говорящий, а компания-работодатель. Это приятно. Второе отличие – корпоративный тариф рассчитан на большое количество разговоров. Например, в тарифе “Билайна” “Страна на связи” в абонентскую плату 6730 руб. включено 3000 минут разговоров по всей России. Это более двух часов сотовых разговоров за один рабочий день! Ну и сверх того – 250 эсэмэсок (11 штук на рабочий день).
Но это, как говорится, крайность. Вот тариф “МегаФона” “Фирменный универсальный” обходится от 1 до 2 руб. за исходящую минуту и оплачивается по факту реально потраченных минут. Это тоже неплохо – теперь стало модно “оптимизировать затраты”, и во многих компаниях теперь “на связь” выдают какую-то конкретную сумму, например, 500 руб. в месяц. А остальное за разговоры по работе доплачивает работник.
Третье отличие – у корпоративных абонентов улучшенная сервисная поддержка. Если возникает какая-то проблема со связью, до своего консультанта можно дозвониться моментально, а не выслушивать бесконечное “Извините, все операторы заняты…”. Оно и понятно: корпоративный клиент самый дорогой во всех смыслах.
Почему у тебя такие большие уши?
Чудес на свете не бывает. Это знает даже секретарша Верочка. Так и у корпоративной связи есть минусы. Многие работники крупных и мелких компаний уверены, что их разговоры по корпоративному номеру подслушиваются начальством. В этом мифе есть часть правды. Разговор, конечно, не подслушивают. Но список номеров, по которым делались звонки, компания получить может легко – так оговорено условиями контракта. Это дико неприятно – быть “под колпаком у Мюллера”.
Другая “свинья” корпоративного мобильного номера в том, что он не принадлежит работнику. И, случись увольнение, с потерей работы автоматом рабочий мобильный номер возвращается компании. А с ним и деловые контакты. По нынешним временам это капитал подороже денег. Как бороться? Стараться сразу, с первого дня работы, давать своим деловым партнерам два номера, один из которых – личный.
Не ваше тело
Работодатель всегда выбирает сам и сотового оператора, и корпоративный тариф. Поэтому вникать во все хитрости тарифных опций от работника никто не потребует. Но ознакомиться с тем тарифом, с которым придется жить, работать и побеждать, – дело полезное. Например, в “Фирменном особом” (“МегаФон Северо-запад”) стоимость минуты на мобильный номер любого другого оператора в два раза выше, чем на стационарный телефон. Обычно же человек уверен, что звонок на мобильный всегда дешевле. И таких “прибамбасов” можно найти практически в любом корпоративном тарифе.
Что интересно – в борьбе за новых абонентов сотовые компании разрешили подключать к корпоративным тарифам и частных лиц тоже. Поэтому второе значение слова “корпоратив” в наступившем году, возможно, будут знать все, у кого есть в кармане мобильный телефон.
Аккуратные разговоры
Одновременно с этим поменялись и бизнес-приоритеты сотовиков. Раньше значительный объем доходов шел от использования СМС-сервисов. Поcледние пару лет бурно развивался рынок контент-услуг, когда операторы предлагали закачку видео, мелодий, картинок, игрушек и прочего аудиовизуального хлама.
Нынешнего назначенного фаворита спроса зовут Valued Added Services (VAS), дополнительные услуги мобильной сети связи. Это мобильный интернет, MMS, “рингбэки” (мелодии вместо гудка ожидания) и абонентские лотереи, организованные самими сотовыми операторами.
Начались разговоры о “конвергенции”. Действительно, рынок мобильной связи уже сегодня предлагает большое количество голосовых и неголосовых услуг. При желании все это можно трактовать как некое новое качество – не простого телефонного общения, но конвергентной мультисервисной сети. Хотя по большому счету все эти разговоры выглядят преждевременными: динамика прироста объемов мобильного интернета впечатляющая (более 90% за год), однако на него приходится пока менее 10% всех денежных поступлений сотовых операторов. Чем не тема для обсуждения на светской вечеринке?