Это просто сказка. Все приведенные факты придуманы, а все совпадения случайны.
В одном очень большом городе жили-были жители и городские власти. Власти управляли, а горожане подчинялись. Власти были уверены, что управляют хорошо и правильно, а также были уверены, что их указания выполняются. За тем как управляют городские власти следили власти страны. И городские их побаивались.
Вот однажды городские власти решили, что все жители города должны ходить в маскарадных масках. И объяснили горожанам, что ходить в маскарадных масках – это очень полезно для здоровья. И даже припугнули, что тех, кто будет на улице без маски, накажут. И издали по этому поводу специальный приказ, и назвали все это «маскарадный режим».
Некоторые жители стали носить маски, а некоторые – не стали. Власти, вроде бы, наказывать никого не стали. Хотя слухи о том, что где-то кого-то наказали, среди горожан ходили. Но городские власти всем говорили, что в городе введен особый маскарадный режим и даже доложили об этом властям страны.
Однажды один горожанин прямо посреди рабочего дня встал в одном месте в спальном районе, где было много остановок транспорта и недалеко была станция метро и некоторое время считал сколько пешеходов на улице носит маски на лице, сколько носит маски, но на лбу и на подбородке, а сколько не носит вообще. А потом посчитал тоже самое в похожем месте, но в центре города, а потом еще в центре города, но подальше от метро. Всего он встретил 1154 пешехода.
И вот, что у него получилось.
Маскарадные маски на лице носили 45% пешеходов, маски на лбу или на подбородке носили 19% пешеходов, а 36% вообще никаких масок не носили. То есть маскарад получился менее, чем для половины горожан.
А какой из всего этого социологический вывод? А социологический вывод из этого такой:
политическая социология – это не наблюдение с видом дикой озабоченности динамики распределений ответов на вопрос «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» (с вариантами ответов «Да» и «Нет»). А это изучение того, как различные социальные группы горожан относятся к власти (и почему именно так), и какие возможности у власти есть по управлению этими группами. И если для понимания этого надо задать какие-то вопросы населению, то надо задать.
Если у власти есть понимание, как можно управлять и какие есть ограничения, то управлять можно даже звездами, как это делал абсолютный монарх в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иначе маскарада не получается. Но, правда, и городские власти, и власти страны этими подсчетами не интересовались.
* * *
Прочитав эту сказку, друзья и знакомые стали меня спрашивать: а почему вы думаете, что у властей этого города на самом деле стояла задача заставить всех носить маски. Это дорого и сложно (власти понесут большие имиджевые потери). А так – и маскарад проводят, и народ лишний раз не злят.
Отвечаю на это:
Во-первых, еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет об этом сказочном городе, хотя мы все его знаем и любим.
Во-вторых, об имидже можно говорить только в привязке к целевой группе, в общественном сознании которой этот имидж создается. В нашем случае среди всех групп горожан имиджевые потери велики, потому что городская власть транслирует горожанам сообщение (message) о том, что она не в состоянии добиваться проведения в жизнь собственных решений, причем таким образом, что это сообщение видно и понятно всем.
Но в этом городе власти и не интересуются своими имиджем у населения. Так устроена жизнь в этом городе.
Другое дело – имидж городских властей у властей страны. Вот это для городских властей важно. И если их сверху строго спросят: «А что вы сделали для всеобщего маскарада?», то городским властям есть, что ответить. Приказ о ношении маскарадных масок есть.
Другое дело, что в этой стране есть Государственная служба охраны всего на свете (ГСО ВнС), которая мониторит ситуацию со всем на свете. Эта служба, конечно, доложит, что распоряжение в городе не выполняется. Ну, так в той стране вышестоящей власти всегда полезно иметь материалы на нижестоящую.
Вот так они жили в этой чудесной стране.
Владимир Сократилин