Третий из трех выставочных проектов, подготовленных для Дней Эрмитажа-2024 – «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих (1774–1830) и Россия». Он посвящен 250-летию со дня рождения художника-романтика, чье имя было прочно забыто еще при его жизни, но в начале ХХ века открыто заново и с тех пор не сходит с выставочных афиш крупнейших музеев мира.
Из творчества Каспара Фридриха в России находится около трех десятков картин и рисунков. Это много. Фридриху фатально не везло: в 1931 в Мюнхене во время выставки немецкого романтизма произошел пожар, уничтоживший многие полотна Фридриха.
На выставке в Эрмитаже показаны 11 картин и 16 рисунков из ведущих российских музеев (зарубежные, по понятным причинам, не участвуют). Проект построен на судьбах трех связанных между собой персонажей. Сам художник Фридрих, Василий Жуковский, поэт-романтик и близкий друг Фридриха (если это слово уместно для художника – глубокого интроверта), императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, заказчица картин Фридриха для своей коллекции.
Жуковский здесь важная фигура: он обучал императрицу русскому языку и посредничал в приобретении картин.
В центре выставки – работы Фридриха из эрмитажного собрания. Это картины «На паруснике», где художник изобразил себя с женой во время свадебного путешествия, «Закат солнца (Братья)», «Ночь в гавани (Сестры)», «Мечтатель».
А также рисунки «Сова в амбразуре готического окна», «Летящая сова на фоне лунного неба», «Восход луны».
Два рисунка – «Пейзаж с воротами» и «Пейзаж с четырьмя парусными судами» попали в ГМИИ имени А.С. Пушкина после 1945 года и относятся к «перемещенному» искусству. Публика видит их впервые.
Копия картины Фридриха «Крест в горах», созданная неизвестным автором в начале ХХ века – тоже из перемещенных. С оригинала, находящегося в Дрезденской картинной галереи, началась слава Фридриха, которая продолжается до сих пор. Копия хранится в Эрмитаже
Ключевое место на выставке занимает картина Фридриха «Жуковский и братья Александр и Сергей Тургеневы» из собрания Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке. Это единственная картина Фридриха, про которою точно установлено ее происхождение из собрания Жуковского. Заказчиком картины был Александр Тургенев. Он, вероятно, и попросил художника вставить в изображение решетки слова кириллицей «Василий Жуковский», и дату – «30 июля». Возможно, это день окончания работы над полотном или дата его отправки в Россию.
Два акварельных портрета братьев Тургеневых кисти известного русского акварелиста Петра Соколова, показывают, как они выглядели в фас. Рисунки находятся в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина в Петербурге.
Романтичный Фридрих изображал людей исключительно со спины, силуэтно. Для него было гораздо важнее, что эти люди видят, что их окружает.
Рисунок «Ворота кладбища» из Саратовского художественного музея определен кураторами выставки Михаилом Дединкиным и Александрой Коншаковой, как Фридрих с вопросом. Не исключено, что этот рисунок сделал Жуковский, много подражавший своему немецкому другу. Таких подражаний на выставке показано несколько десятков.
Линия «Жуковский» интересна его портретами. Хрестоматийный – молодой поэт – показан в исполнении Ореста Кипренского (ГТГ). Зрелого поэта нарисовал Карл Брюллов (ВМП).
На выставке показана акварель Эдуарда Гау «Библиотека императора Александра II» (1867). На ней виден портрет мужчины, похожего на Василия Жуковского. Этот портрет находится в постоянной экспозиции литературного музея Пушкинского дома и там обозначен как портрет кисти неизвестного художника, созданный в 1844 году по оригиналу Фердинанда Теодора Гильдебрандта.
- В. А. Жуковский. Неизвестный художник по оригиналу Ф. Т. Гильдебрандта 1844 г.
В 2003 году в журнале «Наше наследие» был опубликован овальный оригинал Гильдебрандта 1840 года без указания местонахождения.
Дизайн выставки спроектировал известный петербургский архитектор Максим Атаянц.
Эрмитаж отважился на музыкальный опыт: в Николаевском зале, где размещена выставка, звучит запись Пятой симфонии Густава Малера, сочиненной в 1901 году.
Душа меломана протестует: Малер жизнь положил, чтобы понять, как сочинять симфонии после Бетховена. А тут его самое знаменитое творение играет роль фона, подзвучки.
Выставка работает по 13 апреля 2025 года.
Борис Вадимов