В музее Эрарта открылась выставка «Советский Союз. Археология повседневности». Куратор Владимир Назанский собирал ее по городам и весям около года. Принцип такой: что вы нарисовали про СССР, но уже после его исчезновения – т.е. после 1991 года. И чем дальше от этой даты, тем лучше. Особенно приветствовался археологический подход: частности, быт, минимум эмоций.
Получилось занятно: как художники, много помня, пытаются успокоить душу (свою и зрительскую). Проект посвящен двум круглым датам – 30-летию распада СССР (уже скоро) и 100-летию его появления (через два года).
Рейтингуем десять картин из полусотни выставленных по степени нарастания ностальгичности.
1) Валерий Лукка. Из триптиха «Псевдоклассицизм»
(сейчас этот стиль принято называть «сталинский ампир»)
2) Наталья Румянцева. «Ленин в январе»
(отсылка к культовому советскому кинофильму «Ленин в Октябре)
3) Алла Давыдова. «Пальто»
4) Владимир Шинкарев. «Площадь Ленина»
5) Алексей Ланцев. «Матросы на Финляндском вокзале».
6) Гага Ковенчук. «Матросик»
(из собрания семьи. Отсылка к классику русского авангарда – картине «Матрос» Владимира Татлина. Ковенчук любил свои корни и не скрывал этого)
7) Анна Щеголева. «Венера и Атланты»
8) Александр Греков. «Малая авиация»
(уже слышны звуки песни-гимна «Все выше…»)
9) Наталья Шалин «Кино»
(если кто помнит, сколько стоил билет?)
10) Иван Коршунов. «Горожанин»
(работа МММ – модного молодого московского художника. Стебу – нет).
В.Ш.