Советы для тех, кто путешествует по Европе через Финляндию

С началом сезона отпусков у путешествующих петербуржцев традиционно появляются вопросы: какие проблемы могут возникнуть с финской визой? Как брать путевки в жаркие страны, чтобы не переплачивать и т. п. На самые часто задаваемые вопросы отвечает консультант по туризму Юлия КОЖАЕВА, которая не понаслышке знает о подводных камнях путешествий за границу.

                 Не слушайте “опытных” путешественников

Путь в любую из европейских стран для подавляющего большинства петербуржцев начинается с финского консульства, где выдают шенгенские визы. Безотказные финны предоставляют мультивизы почти всем, имеющим прописку в Петербурге и Ленинградской области, но последнее время случаи отказов в повторных выдачах виз участились.

– Я по несколько раз в неделю езжу отдавать документы на визы, – рассказывает Юлия Кожаева. – Из ста человек в слезах и без виз выходят двое-трое. Чаще всего из-за “нецелевого использования” визы. Так что практиковать нарушение визового режима, при всей либеральности финнов, не стоит. Правда, сейчас в наказание почти никто из петербуржцев не верит, потому что в Интернете на различных форумах народ обменивается информацией, мол, “я две недели провел в Германии и только один день в Финляндии, и мне снова выдали визу”. Такие “опытные путешественники” вносят сумбур в головы других, не понимая, что им просто повезло.

                Как “отработать” финскую визу?

Особенно не любят финны тех, кто пытается их как-то обмануть. Например, ездят через Финляндию в другие страны, но в консульстве и на границе клятвенно заверяют, что все время провели только на территории Финляндии.

– Не надо думать, что если вам не ставят штамп в паспорте, то никто не знает, куда вы выехали, – говорит Юлия Кожаева. – Например, как только вы забиваете свою фамилию в графе “Покупка электронного билета”, то эта информация при запросе сообщается сотрудникам консульства. И они вычисляют, куда вы ездили и на сколько. Чаще всего такие подозрения у них возникают, если вы пробыли в Финляндии больше 3-4 дней, – финны догадываются, что вряд ли вы нашли себе занятие в их небольшой стране на две летние недели. Так что если есть за вами такой “грех”, то лучше всего самим честно объясниться во время подачи документов на следующую визу – к “раскаявшимся нарушителям” финны более терпимы, чем к злостным обманщикам.

Чаще всего путешественников беспокоит вопрос: сколько дней надо пробыть в Финляндии, чтобы “отработать” визу? По словам турагента, финские чиновники готовы “засчитывать” визиты в свою страну как по длительности, так и в динамике. Последнее означает, что если вы 14 дней провели где-нибудь в Испании, то вам необязательно две недели “мучиться” в Финляндии – достаточно в течение срока действия визы 3-4 раза въехать на день-два в страну Суоми.

– Еще лучше будет, если вы так и напишете в анкете, что просите рассматривать ваше пребывание “в динамике”, тогда финны точно будут засчитывать ваши кратковременные въезды, – советует Юлия Кожаева. – Кстати, если вы едете транзитом через Финляндию, то два дня (день въезда и день выезда) вам тоже засчитают в “финскую копилку”.

                 Ребенка могут задержать на границе

На границе проблемы могут возникнуть у путешественников с детьми.
– По российскому закону о выезде и въезде на территорию РФ, если ребенок путешествует с одним из родителей, то доверенность от второго не нужна, – рассказывает Юлия Кожаева. – Но только в том случае, если от второго родителя нет заявления, в котором он запрещает своему ребенку выезжать из страны. Но тут все зависит от воли российского пограничника. Несколько раз перед вылетом самолета мои клиенты сталкивались с нежеланием пограничников выпускать их из страны без доверенности. “Откуда я знаю, что в данный момент ваш муж (ваша жена) не строчит заявление в милицию?” – это их основной довод. Поэтому при возможности лучше все-таки иметь доверенность или хотя бы распечатку этого закона (есть на сайте пограничной службы ФСБ России), в котором прописано, что ребенка можно провозить и без нее.

                 Без очереди – за 200 евро

Дешевые перелеты дали возможность многим петербуржцам путешествовать в те страны, которые раньше казались недоступными. Но, покупая билеты на самолеты, некоторые не знают тонкостей, помогающих сэкономить.

Найти по-настоящему дешевые рейсы из Петербурга довольно трудно – так как у нас топливные сборы куда выше, чем в европейских аэропортах.
– Проще всего добраться до Хельсинки, – считает турагент. – В последнее время появилось много недорогих рейсов из Таллина – в этом маленьком аэропорту очень небольшие сборы. Многие решают лететь из Риги, но надо иметь в виду, что до Таллина доехать на автобусе дешевле, и дорога разбита только на протяжении 20 километров, а до Риги трасса длиннее и хуже. Самые дешевые рейсы – из финского города Тампере, но дорога до него из Петербурга на маршрутном микроавтобусе обойдется в 45 евро (до Хельсинки – в 25 евро).

Существует миф, что, несмотря на пробки на границе, если вы предъявите пограничнику ваши билеты на улетающий самолет, то вас пропустят без очереди. На самом деле надеяться на это не стоит.
– Иногда российские пограничники действительно пропускают семьи с грудными детьми и опаздывающих на самолет, – говорит консультант. – Но это происходит далеко не всегда. С русской таможней можно договориться на такой “ускоренный” проход за 200 евро с машины. Но проще поехать на рейсовом автобусе до Хельсинки – они ходят строго по расписанию и обслуживаются вне очереди. Стоят они, правда, дороже, чем “маршрутки” (35 евро вместо 20 в один конец). Отправляются от Автобусного вокзала № 2 на Обводном канале, заезжают на Итальянскую улицу, 37.

                 Лучшая парковка – при отеле

Если же вы едете до финского аэропорта на своей машине, то часть сэкономленных на дешевом перелете денег частично уйдет на парковку, если оставлять автомобиль на две недели в аэропорту. Так, в аэропорту Вантаа в Хельсинки оставить автомобиль будет стоить от 39 евро за неделю. Из этой ситуации есть выход: надо знать, что у некоторых гостиниц, находящихся возле аэропорта, есть специальный пакет услуг – если вы заказываете у них одну ночь перед вылетом, то вам предоставляются бесплатная парковка на две недели и автобус до аэропорта. Двухместный номер за ночь стоит около 60-70 евро. Выгода есть, особенно если учесть, что, остановившись в отеле, вы убиваете сразу двух зайцев: сэкономите на парковке и спокойно выспитесь перед утренним рейсом.

                   Как распознать фирму-однодневку

Те, кто едут не в Европу, а в теплые страны, задаются вопросом: где лучше покупать путевки – у крупных туроператоров или у маленьких турагентств? Чаще всего решают в пользу крупных – они ведь сами разрабатывают туры, более надежны, да и не надо платить лишней комиссии посреднику.

– Туроператор – это “оптовик”, ему некогда заниматься каждым клиентом, – считает Юлия Кожаева. – Он заинтересован в массовом потоке туристов. Турагентства же заинтересованы в каждом своем покупателе. Туроператор будет предлагать и расхваливать вам только те отели, которые он забронировал в начале сезона, потому что именно их надо занять, а турагент может работать с несколькими туроператорами, он свободен в выборе гостиницы. При этом турист ничего не переплачивает “за посредничество”, потому что за каждую проданную путевку турагентство получает проценты от туроператора.

Но в выборе “своего” агента надо быть очень внимательным – чтобы не нарваться на турфирму-однодневку.
– У профессионалов есть ряд симптомов, по которым определяют, насколько добросовестна та или иная турфирма, – рассказывает Юлия Кожаева. – К хорошему агенту клиенты приходят по рекомендации знакомых, поэтому надобность в рекламе отпадает. Если же небольшая турфирмочка, уже несколько лет существующая на рынке, вдруг начинает себя активно рекламировать – это знак того, что сарафанное радио в ее случае не работает – видимо, есть нарекания на качество услуг. Ну а если вдруг турфирма в июне начинает продавать горящие туры на сентябрь – то велика вероятность, что в июле эта контора просто исчезнет вместе с собранными деньгами. Еще смущают объявления в рубрике “Вакансии” – если турфирма ищет “симпатичных молодых девушек без опыта работы”, то, скорее всего, она планирует “нагреть” не только туристов, но и персонал.

                 Скрытые переезды…

Тем, кто предпочитает автобусные туры по Европе, следует быть морально готовыми к “скрытым ночным переездам”, о которых многие туроператоры умалчивают.
– Например, во время путешествия в Париж в программе поездки значится: “Ночь на пароме по пути из Швеции в Данию, места сидячие”, – говорит Юлия Кожаева. – Но под этим скрывается следующее: на самом пароме вы проплывете всего два часа, а сидячими местами будут места в кафе. Всю же оставшуюся ночь вы проедете на автобусе. В этом нет ничего страшного, но лучше спросить о таких переездах заранее.

                  …и внеплановые доплаты

Тем, кто покупает заранее по дешевке билеты на чартерные рейсы, нужно быть морально готовыми, что перед самым вылетом с них могут потребовать дополнительную сумму – от 70 евро (если вылет из Петербурга) до 120 евро (если вылет из Москвы). Эти счета выставляют авиакомпании туроператорам, потому что в “высокий сезон” самолетное топливо резко дорожает.

                    Официально

Как рассказал журналистам генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа, в финской визе отказывают всего двум процентам жителей Северо-Запада. Половина из них не получает доступ в Шенген, так как ранее они нарушили на территории Финляндии правила дорожного движения и не оплатили выписанный штраф. Вторая половина отказов – у “нарушителей” визового режима.
– Есть такое понятие, как страна главного назначения. По существующим правилам Шенгенского соглашения виза должна запрашиваться в представительстве той страны, которую вы собираетесь посещать чаще всего. Иначе в следующий раз вам просто могут отказать в выдаче визы. Причем учитывается не количество дней, которые вы провели в Финляндии, а именно количество поездок. Все это тщательно подсчитывается, данная информация есть и в консульствах, и у пограничников.