Современники считали Пушкина неудачником

6 июня – день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Казалось бы, в биографии поэта уже нет «белых пятен». Но парадокс в том, что легенды и мифы вокруг жизни и смерти Пушкина множатся с каждым годом, порождая совершенно невероятные, порой абсурдные версии, кому и зачем понадобилось убивать «солнце русской поэзии».

       Директор Музея-квартиры Пушкина на набережной Мойки, 12, – историк Галина Седова – на днях защитила докторскую диссертацию, посвященную последнему году жизни Александра Сергеевича.   

– Существует устойчивое мнение, что Пушкин искал смерти, так как якобы творчески иссяк, от чего испытывал духовный кризис. Пушкиноведы говорят, что Пушкин даже предвидел свою гибель. 
– Я считаю по-другому. Я вижу его жажду жизни, а не смерти. А трагедия Пушкина была в том, что он переживал кризис общения с миром. Его тяготила мысль, что как поэт он не состоялся. Его тянула повседневность. Он ведь уже был женат пять лет, утвердился как муж и отец. А с другой стороны, именно в это время написал свой знаменитый “Памятник”, где заявил, что “чувства добрые он лирой пробуждал”, что “восславлял свободу” и “противостоял жестокому веку”. Он чувствовал себя просветителем. А выхода творческой энергии не было.

И еще одна очень страшная ситуация. В 1834 году ему пожаловали чин камер-юнкера. Конечно, никто Пушкина не собирался ставить на запятки какой-нибудь кареты (хотя такое теоретически было возможно). Но по своему статусу он не имел права вклиниться в разговор двух беседующих генералов, предположим, в Аничковом дворце, где собирался ведь свет. Это мог сделать камергер, но не камер-юнкер! В николаевскую эпоху строгая иерархичность пронизывала все общество. Пушкину, который считал, что он может давать советы государю, свет указал на место – ты щенок, камер-юнкер, мы тебя слушать не собираемся. Кроме того, в обществе появились молодые люди, считавшие, что Пушкин уже не великий поэт. Появились другие кумиры – Кукольник, Бенедиктов. Сильно постаревшего, желчного Пушкина, которого, казалось, держали при дворе только из-за красавицы-жены, многие воспринимали как неудачника. Великосветская молодежь презирала Пушкина за то, что у него не состоялась ни политическая, ни общественная карьера. Для них он был никто. Пушкин как поэт с годами только мужал, рос его талант. Но никто этого видеть не хотел. Только после смерти Пушкина Вяземский бился в истерике, говоря, что Александр Сергеевич оказался непонятым не только равнодушными к нему людьми, но и друзьями. 
 

– Наталье Гончаровой исследователи отводят роковую роль в судьбе Пушкина. Мол, она крутила шашни со всеми, в том числе и с императором Николаем I. И в результате довела мужа до гибели.
– Эта версия все объясняет обыденному сознанию. Бедный, несчастный, некрасивый человек стал жертвой глупой женщины. Но я реанимировала свидетельства священника Бажанова, который исповедовал Наталью Николаевну сразу после смерти Пушкина. Эти записи были опубликованы в конце ХIХ века. Но в советском пушкиноведении мнение священника (!) никоим образом не должно было учитываться. Поэтому долгое время этому свидетельству не придавали серьезного значения. И напрасно. Наталья Николаевна после смерти мужа была на грани помешательства. Бажанов приходил к ней каждый день в течение недели и долго с ней беседовал. После исповеди священник сказал окружающим:  “Я борюсь с собой, чтобы не оставить ей полезное чувство вины, но по мне она ангел чистоты”. Друзья Пушкина сразу начали писать друг другу, что священник уверен в невиновности вдовы поэта. Пушкин тоже бесконечно верил в нее.

– Почему Пушкин, получив письмо о том, ему изменяет жена, решил, что автор Дантес?
– Дантес ухаживал за Натальей Николаевной. Но расположения не добился. И с помощью этого пасквиля решил ему отомстить. Так с самого начала решил Пушкин. Но вскоре, проведя собственное расследование, он до конца осознал всю низость не только Дантеса, но и его приемного отца – барона Геккерена. Эти мужчины состояли в интимных, модных сегодня, отношениях. И тогда в русском обществе таких примеров было немало, но они осуждались. Поэтому обществу нужно было показать, что красивый статный Жорж живет с Геккереном исключительно как сын и отец. Нужна была ширма – громкая связь Дантеса с замужней дамой, признанной всеми красавицей. Но произошло то, чего Геккерен не ожидал. Дантес неожиданно страстно влюбился в Наталью Николаевну. Геккерен начал вести двойную игру. С одной стороны, обещал Дантесу помочь завоевать жену Пушкина, а с другой – отговаривал ее связываться с его сыном. Пушкин все это понимал. И тогда Геккерен послал ему пасквиль, в котором говорилось, что Пушкин является заместителем главы Ордена рогоносцев Нарышкина, жена которого Марина Антоновна была любовницей Александра I. По логике этого письма Наталья Николаевна изменила Пушкину с Николаем I. Геккерен рассчитывал, что Пушкин вместе со всей семьей просто уедет из города – прочь от позора. Он никак не ожидал, что Пушкин вызовет Дантеса на дуэль.

– Дантес поэтому женился на родной сестре Натальи Николаевны? Он хотел уйти от поединка?
–  Да, он женился на Екатерине, старой девушке, бесприданнице, которую в свете звали “ручка от метлы”. У нее, видимо, была непропорционально худая и вытянутая фигура. Она была безумно влюблена в Дантеса и очень надеялась на взаимное чувство. Пушкин тогда сказал: “С Дантесом покончено, теперь мне старичка подавайте (имея в виду Геккерена)”. Тот так сильно боялся разоблачения своей крамольной связи с Дантесом, что пытался помириться с Пушкиным, рассчитывая, что сможет успокоить безрассудного поэта.

– Но дуэль все-таки состоялась.
– Пушкин шел на поединок, уверенный в том, что убьет Дантеса. Когда выстрелил, спросил: “Я убил его?” – “Нет, только ранил”, – ответили ему. И тогда Пушкин сказал: “Странно, мне казалось, что мне доставит удовольствие его убить. Теперь кажется, что нет”.

– Дантес потом говорил, что, не будь этой дуэли, он бы никогда не сделал такую блистательную политическую карьеру. Высланный из России, он прожил благополучную сытую жизнь в Эльзасе. Его совсем не мучила совесть?
– Я думаю, что нет. Дантес считал, что так распорядился фатум, рок. Пушкину было суждено умереть. Я недавно была в эльзасском Сульце, где жил Дантес. Это была почти мистическая история. Я еле туда добралась, вдруг отменили все поезда. И первое, что я увидела в этом городке, охотничье кафе – на вывеске был нарисован заяц, который  целится в охотника. Потом оказалось, что в Сульце все великолепные охотники, классные стрелки. Дантес ведь выстрелил в Пушкина первым, навскидку, не целясь. 

– Как вам пришла в голову идея отдать на криминалистическую экспертизу диван из квартиры Пушкина?
– Я стала хранителем Музея-квартиры в 1989 году. Сразу же начала заниматься историей дома, вещей. В том числе и дивана, который представляли посетителям как “мебель пушкинской эпохи”. Обратилась к архивам, где выяснила, что диван в 1937 году  незадолго до своего расстрела передал музею ученый секретарь Эрмитажа Марк Философов. Он утверждал, что этот диван семье Философовых подарила жена Пушкина. Диван за все эти годы ни разу, к большому нашему счастью, не подвергался реставрации. Я хорошо помню слова академика Дмитрия Лихачева, который просил нас в 1987 году (в квартире тогда был грандиозный ремонт) не трогать стены. Он говорил, что наука обязательно дойдет до того, что научится извлекать из стен голос. Следуя этой логике, я и представить себе не могла, как можно тронуть диван Пушкина. Но судьба свела меня с замечательным человеком – судмедэкспертом Юрием Молиным. Он меня сразу предупредил, что шансы найти на диване кровь Пушкина почти равны нулю. Столько лет прошло! Эксперты совершенно безвозмездно провели исследование. Сделали 30 смывов – и только в одном оказались “обломки эритроцитов”. Кровь была найдена в том месте, где верхняя кожа дивана была уже стерта. То есть в глубоких слоях кожи. Эксперты сделали вывод, что это место подвергалось длительному обильному кровотечению.

– А как на диване вымеряли местоположение раны?
– С помощью макета. Сначала эксперты предложили мне положить на диван человека такого же роста, как Пушкин, – 166 сантиметров. Но я сказала, что это исключено, на этот диван у нас запрещено ложиться и садиться. Поэтому у себя в лаборатории они положили человека на лист ватмана и обрисовали его по фигуре. 

– Но Безруков, сыгравший в “Последней дуэли” роль Пушкина, в интервью говорит, что “умирал” именно на этом самом диване. Для него было сделано исключение?
– Ни в коем случае! Мы никому не позволяли даже притрагиваться к этому дивану. На время съемок выносили его в детскую, огораживали веревочкой. Любой человек из съемочной группы это подтвердит.

– Какова гарантия того, что кровь в диване действительно принадлежит Пушкину?
– Эксперты сравнили полученные образцы со следами крови на подлинном жилете Пушкина и локоном его волос. Все сошлось – кровь старая, 2 группа, принадлежит мужчине. И теперь ни у кого нет сомнений, что это кровь Пушкина.