Необычная выставка «Три стороны медали» открылась в Музее истории денег АО «Гознак» – не про деньги и не про обращение купюр и монет. Она про тех, без кого и то, и другое невозможно.
Речь о двенадцати художниках, которые трудятся в Дизайнерском центре Госзнака. На своей работе они медальеры – создают эскизы монет и памятных медалей. «Но у настоящего художника не бывает выходных» – говорит Александр Бакланов, который 45 лет работает на Монетном дворе и является главным художником Дизайнерского центра с момента его создания в 2007 году.
Поэтому в минуты отдыха медальеры становятся живописцами, графиками, скульпторами, фэшн-дизайнерами и даже дизайнерами театральных кукол – марионеточных и тростевых. Об этой стороне их жизни – третьей стороне создаваемых ими монет и медалей – рассказывает выставка.
– Мы решили выделить каждому из двенадцати художников свое выставочное пространство, где показаны их эскизы монет и памятных медалей, сами изделия, а также произведения, которыми они занимаются для себя, как разносторонние люди, имеющие свои художественные предпочтения. Будущее медальерного искусства в руках этих художников и студентов Медальерного класса Академии художеств, который создан и действует при поддержке Монетного двора и Гознака, – сказал Аркадий Трачук, генеральный директор АО «Гознак».
Первое, на что обращает внимание посетитель выставки, – куклы: «Рождественский дед», «Марфушка», «Волхв», «Искуситель», «Блудный сын». Как рассказал «Городу 812», художник Андрей Брынза, это участники спектаклей кукольного театра «Виноград», который создает постановки на христианские темы.
Рядом с куклами – памятные монеты «Русская зима», которые посвящены Сочинской Олимпиаде, а также памятные монеты к 750-летию Данте и «Конек-горбунок».
Среди эскизов Антона Щаблыкина – неосуществленный проект памятной монеты в честь Павла Филонова (см. на заставке к тексту). Трудно найти гармоничное сочетание аналитического искусства Филонова и медальерной техники, но Щаблыкину удается. Его изображения сказочного «Леса» с экзотической растительностью выглядят противоположностью чеканному медальерному искусству.
Керамический со стеклянными крыльями «Жук» Алексея Гнидина напоминает изысканную прозу Владимира Набокова. Среди персонажей его памятных монет – Александр Солженицын, Василий Струве, Юрий Никулин, Виктор Цой.
«Ваза Олень. Дракон» и «Ваза Олень. Журавли» Александры Черновой означают: керамическая форма в виде оленя расписана фигурой дракона и птиц. Несмотря на такие сложные сочетания вазы практичны: можно легко представить их в интерьере. Среди медальерных работ художницы – памятная медаль, посвященная Александру Островскому, городу-острову Свияжску и эскиз памятной медали «Дягилев».
Выставка проходит в здании Дома фондовых капиталов Петропавловской крепости, напротив основного здания Музея истории денег. Она будет работать по 15 сентября.
Справка. В 2014 году исполняется 300 лет Петербургскому монетному двору. Первым событием юбилейной программы стало открытие в 2023 году постоянно действующего мастер-класса по чеканке монет. В начале лета заработает музейно-производственный комплекс, где можно будет посмотреть современное производство монет. Осенью в Эрмитаже откроется выставка, посвященная 300- летию Монетного двора.
Борис Вадимов