Выступая на международном экономическом форуме в Петербурге, министр финансов России Алексей Кудрин объявил о намерении правительства увеличить пенсионный возраст.
Это заявление не стало неожиданным для большинства экспертов. Еще год назад проправительственные СМИ начали активно обсуждать вопрос об изменении возраста выхода на пенсию, естественно, в сторону увеличения.
В качестве доводов, обосновывающих необходимость проведения реформы, как правило, приводятся следующие.
Во-первых, российское население постепенно стареет. Если в 2006 году на 1000 работающих приходилось 560 пенсионеров, то к 2020 году этот показатель достигнет 837, а еще через пять лет число их сравняется.
В результате, поступлений в Пенсионный фонд от работающих уже сейчас не хватает на выплату пенсий, особенно с учетом их роста. В настоящее время эту разницу компенсирует федеральный бюджет. Так, в следующем году на эти цели будет потрачено более 150 млрд. руб. По мнению правительства, выплаты, размер которых в будущем будет только возрастать, становятся для бюджета страны невыносимым бременем, не позволяя увеличить расходы на здравоохранение, образование, оборону, и, конечно, на модернизацию.
Второй аргумент правительства заключается в том, что возраст выхода на пенсию в России – один из самых низких в мире. Так в США выходят на пенсию в 65,5 лет, в Германии, Польше, Великобритании, – в 65, во Франции – в 60 (и рассматривается вопрос о повышении до 62). Даже в бывших советских республиках пенсионный возраст пересматривается в сторону увеличения – в Казахстане мужчины выходят на пенсию в 63 года, а женщины в 58, в Эстонии – в 63 года. Напомним, что в России мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а женщины – в 55. Надо также учесть, что в нашей стране существует большое количество льготных категорий граждан, которые выходят на пенсию раньше, поэтому средний возраст выхода на пенсию составляет 54 года у мужчин и 52 года у женщин.
В-третьих, значительная доля российских пенсионеров работает, а как показывают результаты социологических опросов, больше половины граждан предпенсионного возраста (от 45 до 60 лет) намерены продолжать трудовую деятельность и после наступления формального срока выхода на пенсию.
Так выглядит ситуация глазами правительства. На слушаниях в Общественной палате научный руководитель ЗАО “Экспертная экономическая группа” Е.Т. Гурвич озвучил планы предстоящей реформы: в течение пяти лет предполагается поднять пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 62 лет.
Однако, как показали озвученные на тех же слушаниях данные социологических опросов, проведенных ФОМ и ВЦИОМ, подавляющее большинство россиян категорически против повышения пенсионного возраста.
В чем же дело? Неужели только в эгоизме граждан, не желающих понимать “необходимость ответственного государственного решения”?
Попробуем рассмотреть под критическим углом аргументы правительства. Во-первых, было бы странно рассматривать средства, перечисленные из бюджета в Пенсионный фонд для погашения его дефицита, как средства, потерянные для страны. Ведь наши пенсионеры живут не на Луне, и полученные деньги они тратят в России, повышая, тем самым, внутренний спрос и способствуя экономическому развитию. Всем известно, что российское министерство финансов весьма не любит вкладывать средства в российскую экономику, предпочитая аккумулировать их в разного рода фондах. А тут приходится перечислять миллиарды рублей, которые напрямую работают в экономике страны.
Во-вторых, всем известно, что ситуация с выплатой пенсий в стране обстоит значительно лучше, чем с выплатами заработной платы, особенно в депрессивных регионах. Государство, надо отдать ему должное, сумело наладить механизм социального обеспечения, и уже давно никто не слышал про задержки пенсий. Во многих регионах России пенсия является порой единственным стабильным источником дохода целой семьи.
Для работающего пенсионера пенсия – ощутимая прибавка к заработной плате, позволяющая свести концы с концами. Теперь государство хочет изъять из кармана этих граждан 4–7 тыс. рублей в месяц и еще удивляется, что они возражают.
В–третьих, объем поступлений в Пенсионный фонд зависит не только от демографической ситуации, но и от общего уровня развития экономики в стране. Даже при действующей в России единой ставке социального и подоходного налога (из которых, собственно, и формируются пенсионные отчисления) эти поступления могут увеличиться в случае роста дохода работающих граждан.
Таким образом, улучшая экономическую ситуацию в стране, правительство имеет возможность если не решить, то в значительной степени снизить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда.
Тесно связана с этой проблемой и миграционная политика правительства. Как известно, несмотря на наличие в стране безработицы, Федеральная миграционная служба сохраняет квоты для иностранной рабочей силы, в количестве около 2 миллионов человек. Два миллиона человек, которые работают в России и не платят ни копейки в российский Пенсионный фонд. Режим “открытых границ” со странами СНГ еще более усугубляет эту проблему, открывая доступ в страну миллионам нелегальных мигрантов, которые и вовсе никаких налогов не платят.
Еще одной важной стороной проблемы, с точки зрения населения, является наличие большого числа льготных пенсий для госслужащих от муниципального уровня и выше. В 90-е годы, стремясь поднять свою привлекательность на рынке труда, многие ведомства существенно расширили перечень должностей, дающих право на досрочный выход на пенсию и ее увеличенный размер. Высокие пенсии бывших госслужащих, сотрудников правоохранительных и судебных органов (при наличии в обществе серьезной неудовлетворенности их работой) вызывают раздражение у граждан.
И не только у них. Летом прошлого года Государственная Дума РФ приступила к разработке законопроекта, который предполагает ограничение роста пенсий государственных служащих в тех регионах и муниципальных образованиях, где бюджет является дефицитным. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина, “у госслужащих в субъектах РФ и в муниципалитетах пенсия на порядок выше, чем у федеральных госслужащих и обычная трудовая пенсия в России”.
Необходимо отметить и еще один аспект – продолжительность жизни. Именно она делает несколько натянутыми аналогии ситуации в России с развитыми странами мира.
Россия является единственной страной, в которой ожидаемая продолжительность жизни мужчин (59,8 лет) равняется возрасту выхода на пенсию.
С женщинами ситуация обстоит значительно лучше – они и живут дольше (до 72,4 лет), и на пенсию выходят раньше.
И, наконец, самое главное – повышение пенсионного возраста не решит тех проблем, о которых беспокоится правительство, а лишь отсрочит их лет на 20–30. А что будет потом? Ведь бесконечно повышать пенсионный возраст нельзя – современная медицина не всесильна, да и перечень работ, которые может выполнять пожилой человек, довольно ограничен. И как бы не пришлось, в таком случае вместо пенсии платить человеку пособие по безработице.
Поднимая вопрос об изменении пенсионного возраста, правительство, тем самым, фактически признает неудачу проведенной несколько лет назад реформы пенсионного обеспечения, в ходе которой была сделана попытка внедрить накопительный принцип формирования пенсии. Напомним, что реформа ставила перед собой ту же цель – наполнение Пенсионного фонда. Что же пошло не так? Ответ заключается в той же причине – низкий уровень зарплат в стране и неудовлетворительное управление уже собранными средствами. Не секрет, что доходность Пенсионного фонда ниже уровня инфляции, т.е. собранные деньги не только не увеличиваются, но и обесцениваются. Несколько лучше обстоит дело с деятельностью негосударственных пенсионных фондов, но их услугами воспользовались около 10% россиян – столь высок уровень недоверия к негосударственным финансовым институтам в российском обществе. Предпринятые прошлой осенью попытки повысить доходность государственного Пенсионного фонда существенных результатов не дали.
При этом, пенсии в России по-прежнему остаются весьма небольшими. По данным Росстата, они достигают уровня 30-40% от размера средней заработной платы. Если же учитывать то обстоятельство, что заметная часть доходов граждан находится “в тени”, то нынешние размеры пенсий составляют не более 24-27% от уровня реальных средних доходов населения. Для сравнения – в большинстве стран Западной Европы принят уровень в 60%, а в рекомендациях ООН указан показатель 40%.
Надо учесть, что реальные доходы у европейцев много выше российских, поэтому их пенсионеры получают на порядок (!) большие пенсии, чем наши.
И теперь правительство пытается переложить решение проблем, в создании которых оно во многом и виновато на плечи граждан. Это гораздо проще, чем пытаться действительно модернизировать экономику страны, создавать условия для роста благосостояния граждан и улучшения демографической ситуации.
Таким образом, пенсионный возраст – лишь верхушка айсберга проблем, связанных с развитием социально-демографической и экономической ситуации в стране. И даже в случае повышения возраста выхода на пенсию, проблема будет не решена, а лишь отложена в долгий ящик “на радость” следующим поколениям чиновников.
Несомненно, в пенсионной системе России имеется множество неработающих в настоящее время рудиментов советской пенсионной системы (рассчитанной на совершенно иной тип экономического устройства) и просто недостатков. Например, в нашем законодательстве не проработан вопрос об отложенном выходе на пенсию. В большинстве европейских стран действует принцип – чем позже человек воспользуется своим правом на пенсионное обеспечение, тем больше размер будет его пенсии.
На слушаниях в Общественной палате РФ говорилось, что главная цель изменений в пенсионном законодательстве – “обеспечить достойную старость гражданам России”. Можно ли возражать против такой замечательной цели? Но возможно ли обеспечить только старость, не обеспечив условий для достойной жизни всем гражданам России?
Можно ли считать достойной старостью, когда пенсионеры из своей невеликой после всех увеличений пенсии вынуждены помогать детям и внукам?
Сегодня, как никогда, страна нуждается в эффективной модернизации всей экономической системы, которая только и может являться эффективной платформой для решения накопившихся социальных проблем. Такими же мерами, как повышение возраста выхода на пенсию можно убрать лишь верхушку этого айсберга, но ледяная глыба тут же всплывет снова. И снова будет представлять угрозу кораблю российской государственности.