Спасут ли музыкантов 15 сантиметров «Аэрофлота»?

«Аэрофлот» увеличил размер музыкальных инструментов, которые можно провозить в  качестве ручной клади – на 15 сантиметров. Этого долго добивались музыканты, угрожавшие перестать  ездить на гастроли. Все ли теперь довольны?

С 15 февраля  допустимый размер инструмента, который можно взять с собой в салон самолета «Аэрофлота», составляет 135 см по сумме трех измерений. Это на 15 см больше, чем было ранее. То есть скрипку в салон брать можно. И – как специально оговаривается  – гитару тоже, а виолончель – уже нет.

Если размер инструмента превышает 135 см в трех измерениях, говорит «Аэрофлот», возможно его размещение в салоне – но в зависимости от типа лайнера. И пассажир должен  предупредить об этом авиаперевозчика не позднее чем за 36 часов до вылета.

«Аэрофлот» отмечает, что на эти перемены он пошел после просьб музыкальных коллективов, выезжающих на гастроли.

Действительно, два года назад музыканты составили петицию, в которой заявляли, что их заставляют сдавать инструменты в багаж, при этом нет гарантии, что инструмент там не повредят. Петицию отправили гендиректору «Аэрофлота». И вот она сработала.

Наверное, потому, что комментарии к петиции –   крики души.

«Играю на ренессансной арфе, которая размером меньше гитары. Это хрупкий и изящный инструмент с толщиной деки в некоторых местах меньше 1,5 мм. Он не может идти в багаж, даже в жестком чехле – увы, со мной в жизни случалось, что грузчики разбили в хлам инструмент стоимостью в 4000 евро, банально уронив его из самолета, хотя кейс был залеплен “рюмочками” и стикерами “Кантовать осторожно” на четырех языках. И мне ничего никто не возместил: авиакомпания сказала, что это не ее проблемы, страховая – что не ее случай».

 «Проблема хорошо знакома. Сдача инструмента в багаж – 100%, что инструмент погубят. Вы видели, как загружают и разгружают? Просто бросают с 3–4 метров».

 «Не надо думать, что если у музыканта дорогая скрипка, значит, он сам богатый. Инструменты зачастую спонсорские. Хороший музыкант лучше сам полетит в багажном отсеке при температуре минус 50, чем сдаст туда инструмент». 

В «Аэрофлоте» поначалу говорили, что они следуют тем же стандартам, что и остальные, в том числе европейские авиакомпании. Идти на поводу у музыкантов никто не будет. Если музыкантам не хочется сдавать инструменты в багаж, пусть покупают дополнительное место в салоне (экстра-сит) и ставят инструмент в кресло.

Конечно, инструменты можно перевозить в аэрокофре, и сдавать его в багаж. Но это дорого и как считают артисты, тоже не очень надежны.

«Я в основном организовываю джазовые концерты, – рассказал продюсер нескольких групп Феликс Лахути. – В авиакомпаниях мне говорят: если не хотите покупать билеты на инструменты и боитесь сдавать их в багаж, купите надежные кофры, и тогда грузчики ничего с инструментами не сделают. Я в свою очередь должен буду сказать музыкантам: купите кофры за свои деньги, но это вам обойдется  дороже, чем гонорар за весь гастрольный тур. Они стоят от 50 тысяч рублей и весят очень много, потому что их делают из пуленепробиваемого материала. А таскать их каково?».

«Я разочаровалась в кофрах, после того как израильская авиакомпания El Al заставила меня сдать в багаж гитару и, несмотря на металлизированный кофр, ее раздавили, – рассказала лидер группы «Ковчег» Ольга Арефьева. – Было похоже, что сверху на нее упал ящик с железом, так там все смялось. Друг помог мне оформить претензию. Но мне выдали всего 200 долларов: $100 на кофр и $100 на ремонт гитары. В результате я осталась без инструмента на пять лет. Я играю не очень, но мне было важно, чтобы узкий гриф, чтобы хороший звук и в линию с датчика, и в воздух. Дальше мы с разными авиакомпаниями находили, в принципе, общий язык, хотя однажды нас заставили сдавать хрупкие электронные гитарные приставки-педали. А на гастроли в Новосибирск несколько человек везли инструменты в поезде, двое суток».

«Город 812» поговорил с разными авиакомпаниями, выясняя, как они относятся к музыкантам, один из сотрудников сказал: «Конечно, жалобы от бортпроводников бывают. Когда возникают конфликты: пассажирам не хватает места для сумки на полке, потому что рядом летят музыканты и всё заняли.

Виолончелистка Ксении Жулева рассказывает другие истории: «Мне надоело покупать билет на виолончель, а потом смотреть, как на купленное мной место сажают человека, а инструмент без крепежей ставят к аварийным выходам! Имейте совесть, музыканты и так нищеброды! «Аэрофлот» как себя ведет. Всегда по одной и той же схеме: виолончель не принимают из-за габаритов в качестве ручной клади и уверяют меня, что ставить ее в салоне некуда, а на коленках держать нельзя. Требуют покупать на виолончель полноценный билет. Я покупаю два места рядом, за полную стоимость обоих. Так как билеты выписаны на мою фамилию, то, пройдя в самолет, я вижу, как человек сидит на месте моей виолончели и демонстрирует мне посадочный талон. Т.е. они просто продают виолончельное место еще раз, полагая, что в самолете мне уже “поздняк метаться”. А виолончель восемнадцатого века ставят куда-нибудь к запасному выходу и вуаля, место для провозки виолончели в салоне, оказывается, тут же находится».

В общем, трудно быть музыкантом с большим инструментом. Лучше играть на губной гармошке.

Нина Астафьева