СПбГУ почти догнал «Макдональдс» по количеству кафе

Санкт-Петербургский госуниверситет объявил конкурс на аренду 16 университетских столовых и кафе, расположенных в зданиях вуза на Васильевском острове. Это продолжает линию Николая Кропачева на централизацию рычагов управления вузом. Насколько привлекателен для рестораторов окажется этот лот?

      Сегодня по количеству кафе и столовых СПбГУ может сравниться с сетью “Макдональдс”. У “Макдональдса” в Петербурге 39 точек, у университета – 36. Организацией питания в них занимаются как различные подразделения СПбГУ, так и арендаторы. В 2009 году только Центр питания, культурного и делового сотрудничества СПбГУ (обслуживает 9 точек) на продукты и содержание потратил 13,3 млн рублей. Считается, что сдача в аренду площадей под точки общепита открывала перед деканами некоторые финансовые возможности. Именно с этими (как и с другими) возможностями и борется нынешний ректор СПбГУ.

У некоторых экспертов вопросы вызвало выставление право аренды такого количества кафе единым лотом. По условиям конкурса арендатор обязан иметь опыт сетевой работы (владеть не менее двух кафе) сроком не менее 3 лет. Он также должен быть готовым предложить “комплексный обед”, цена которого не превышает 70% от общей стоимости входящих в него блюд. Цены на все остальные блюда арендатор будет устанавливать сам. Прежде чем начать зарабатывать, компании придется вложиться в модернизацию оборудования и ремонт. Но оценить объем вложений не взялись ни аналитики, ни игроки рынка.

Сумма среднего чека в университетских точках питания на Васильевском острове сегодня составляет 108 рублей. Хотя в среднем по городу средний чек в сетевом общепите значительно выше. “К сожалению, мы имеем дело с глобальной “Макдональдизацией” молодежи! Например, в “Макдональдсе” или сети “Теремок”, которые ориентированы на студентов, 220 – 270 рублей за обед, наши студенты готовы потратить. В университетской столовой студенты столько же платить не желают”, – говорит Денис Дукальский, управляющий сети ресторанов “Дольче”.

Аналитики считают, что, несмотря на низкий средний чек и постоянные проверки Роспортебнадзора, который внимательно следит за студенческими столовыми, аналитики считают, что аренда 16 точек в университете – дело выгодное. “Потенциальный арендатор сможет обладать весьма большими средствами, а соответственно, его конкурентоспособность будет на порядок выше. Если продукты будут покупаться сразу на 16 кафе, то и себестоимость каждого обеда будет снижена процентов на 25”, – рассуждает Кирилл Лапин, генеральный директор инвестиционной компании “Интарго”.

По оценке Дениса Дукальского, чтобы бизнес в 16 университетских кафе был рентабельным, аренда должна составлять 25 – 30% от годового оборота. Согласно конкурсной документации максимальный  годовой размер арендной платы не превысит 18,2 млн  рублей.  Таким образом, годовой оборот арендатора должен составлять более 55 млн рублей.               

“Тяжело рассчитать, сколько людей придет завтра”
Геннадий ВАСИЛЬЕВ, первый заместитель проректора СПбГУ по экономике и социальному развитию:

– Университет сам был не в состоянии организовать нормальное питание студентов?
– Мы хотим перестать заниматься непрофильной для университета работой. Нам задана очень высокая планка: мы должны быть вузом мирового уровня. Для этого надо сосредоточиться на главном. Все остальное – вещи непрофильные.

– Но прибыльные.
– Для того чтобы всех кормить – надо соблюдать требования СЭС, а это особые требования. Например, запрещено торговать вчерашней едой. Это означает, что нам надо постоянно рассчитывать количество людей, которые сегодня придут в кафе или столовую. Чтобы продукты были недорогими, их надо закупать оптом. Аукцион, в свою очередь, подразумевает, что с момента размещения заявки до момента первой поставки проходит два месяца. Соответственно, вам надо 3 марта знать, сколько людей придет в кафе 3 мая. Это, надо признаться, тяжело.

– Почему вы выставляете на конкурс сразу 16 помещений?
– Если бы мы разбили эти 16 кафе и столовых на отдельные лоты, то  часть высокоприбыльных точек очень быстро нашла своих арендаторов, а часть осталась бы без таковых. В итоге “жирные куски” ушли из университета, а все убыточные остались нам.

– Что будет с кафе на факультетах, расположенных в Петергофе?
– Если эксперимент с городом окажется успешным, постараемся года через два провести такой же конкурс для точек питания в Петергофе.