Двадцать лет назад, 31 мая 2003 года, в ГМЗ «Царское Село» открылась воссозданная Янтарная комната. За прошедшие годы ее увидели 23,7 млн человек. Возрождение шедевра длилось более двадцати лет и потребовало шесть тонн янтаря.
Тем, кто участвовал в восстановлении легендарного интерьера Екатерининского дворца, музей посвятил фотовыставку «Янтарная комната. Люди эпохи возрождения». Она начнет работу завтра в павильоне «Адмиралтейство».
Официальная цитата. Ольга Таратынова, директор музея-заповедника:
«Янтарная комната для нас – больше, чем жемчужина музея. Это символ потерь в годы Великой Отечественной войны. Это свидетельство высочайшего мастерства российских реставраторов».
Оптимистическая цитата. Александр Кедринский (1917 – 2003), автор проекта реставрации Янтарной комнаты:
«Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера тоже создали уникальное произведение декоративного искусства».
.
Справка. В 1717 году Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I Янтарный кабинет. Это единственное в мире произведение из янтаря такого масштаба – первоначально комната находилась в Третьем Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны «диковину» доставили в Царское Село и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней.
Хрупкий декор янтарных панелей еще до Великой Отечественной войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарное чудо» не стали эвакуировать. Снятые со стен янтарные панели вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кенигсберг. Местонахождение подлинной Янтарной комнаты до сих пор остается одной из главных загадок XX века. Поиски велись в разные годы и в нескольких странах и не дали результата.
В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании Янтарной комнаты. В распоряжении реставраторов имелись только черно-белые фотографии янтарной отделки комнаты, цветной автохром 1917 года, фиксационная акварель, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля с утратами набора, и более 60 мелких кусочков янтарного декора.
Обнаруженная в 1997 году в Германии подлинная флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» подтвердила правильность реставрационных методик.
В.Ш.