В ГМЗ «Гатчина» до марта работает выставка «Русская охота в XVIII – XIX веках. Забава и промысел». В ней делается попытка совместить две темы: охота как забава государей и вельмож и охота как способ существования их подданных.
Фаворит Екатерины II граф Григорий Орлов получил Гатчину в подарок от императрицы в 1765 году. Крепкий мужчина, он ходил с рогатиной на медведя. Это гораздо опаснее, чем охотиться с луком (тем более с отравленными стрелами) на львов.
Птичник с фазанами и Зверинец появились в Гатчине раньше, чем Большой дворец. Зимой на специально отведенной территории велась охота на тетеревов с помощью передвижного домика. На месте, где теперь находится Институт ядерной физики, располагалась Орлова роща с Орловским домиком-теремом, где граф принимал Екатерину Великую.
От того легендарного времени сохранилась коллекция оружия из нескольких сотен богато украшенных кремневых ружей (штуцеров), пистолетов. А также замечательный «Охотничий сервиз», изготовленный специально для Орлова на Майсенской королевской фарфоровой мануфактуре. 29 художников украшали чашки, тарелки и блюдца охотничьими сценами.
Впрочем, не эти персонажи были пионерами русской аристократической охоты. Если Петр I был равнодушен к подобному времяпровождению, то его дочь Елизавета и внук Петр II обожали все виды убийств невинных животных – с помощью собак, ружей, соколов и т.д. Петр II умер рано и известен только тем, что не любил учиться, а любил месяцами охотиться. В его псарне содержалось больше 600 собак.
В начале ХХ века Валентин Серов создал в духе легенд объединения «Мир искусства» две картины – «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» и «Екатерина II на соколиной охоте». Просвещенная подруга Вольтера предпочитала следить за охотой как зритель на футболе, не выходя из кареты. Зато в ее времена штат Обер Егермейстерской канцелярии вырос по сравнению с серединой XVIII века в 12 раз, там служили 321 человек.
При Павле и Александре I, которые были равнодушны к стрельбе по животным, звери и птицы отдыхали. Штат «канцелярии от охоты» сократился в два раза.
Николай I предпочитал стрельбу по бегущему оленю, при нем только уволили соколов и сокольих помытчиков. Зато царь-освободитель Александр II с юности увлекался охотой на зверей, включая зубров. Которых для этого усиленно разводили. Император и его супруга были хорошими наездниками, что для серьезной охоты первейшая необходимость. Известный придворный живописец Михаил Зичи так и назвал свою картину – «Царская охота. Семья Александра II на псовой охоте».
Когда при Александре II Гатчина стала охотничьей столицей России, там была создана Егерская слобода: 60 зданий как жилых, так и инфраструктурных, от водокачки до школы для девочек.
Два последних российских монарха интересовались охотой умеренно, впрочем, подробные дневниковые записи Николая II о количестве и качестве добытой им дичи позже стали предметом насмешек свергнувших его большевиков.
Что касается промысловой охоты с целью добыть средства для существования, то это было экстремальное занятие. Собиралась артель от нескольких человек до нескольких десятков охотников, они брали кредит, закупали провиант, снаряжение и уходили за сотни верст от дома в глухой лес. На выставке этот раздел представлен в основном фотографиями – например «Охотник-промышленник с лайкой», сделанной в Архангельской губернии, – и охотничьей амуницией.
Главным хитом выставки на двести предметов из ведущих музеев Петербурга и частных коллекций стал впервые показываемый публике портрет императрицы Елизаветы Петровны. До 1941 года он находился в галереях Арсенального каре Гатчинского дворца, а после Великой Отечественной войны считался утраченным. В июне 2018 года он и еще 15 портретов были возвращены в коллекцию музея. Это была спецоперация ФСБ, подробности которой не раскрываются.
Вадим Шувалов