СССР и после СССР в фотографиях иностранцев. Проект, готовый к снятию карантинов

ЦВЗ «Манеж» полностью смонтировал выставку «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum». Она должна была открыться еще в апреле, но по причине карантина даже подготовка ее откладывалась. Теперь рассчитывают, что публику (со всеми ограничениями) пустят в июне.

Пока Роспотребнадзор требует от музеев, чтоб они обеспечили запуск посетителей из расчета 1 посетитель на 20 кв. метров площади. «Манеж» – большое открытое пространство, там это сделать  легче, чем в дворцовых анфиладах. По прогнозам, в Петербурге власти согласуют открытие музеев в конце июня. Конкретной даты пока нет, но логика конституционного процесса требует снятия карантинов.

Смысл  проекта «Иной взгляд. Портрет страны…»  – показать СССР и Россию, как ее воспринимали фотографы всемирно известного агентства, созданного 22 мая 1947 года. Уже 31 июля того же года знаменитый военный фотограф Роберт Капа, сооснователь Магнума вместе с писателем Джоном Стейнбеком отправились в сорокадневное путешествие по СССР. Фотографы Магнума продолжают приезжать по сей день: последние по времени снимки, представленные на выставке, сделаны недавно Нанной Хайтманн в «красной зоне» одной из московских больниц.

Серия называется «Просто стой и смотри». Можно рассматривать эти слова как призыв к зрителю. На самом деле, это была инструкция автору от врачей. И она признается: было настолько страшно, что только стремление сделать хороший кадр спасало.

Для выставки само агентство и Фонд Анри Картье-Брессона совместно с куратором Ниной Гомиашвили отобрали более 250 снимков 39 фотографов. Среди них много известных работ, но часть никогда прежде не публиковалась.

Выставка сконструирована по десятилетиям – от сороковых годов прошлого века до десятых нынешнего. На мой взгляд,  СССР интересовал фотографов Магнума гораздо больше, чем современная Россия. Даже если учесть, что в советские времена их наверняка сильнее ограничивали в выборе мест съемки и сюжетов. Но тогда фотографы искренне пытались разгадать загадочную русскую душу. И не важно, снимали они балерину Галину Уланову (Эллиотт Эрвитт), писателя Бориса Пастернака (Корнелл Капа), художника Павла Корина около его огромных портретов священнослужителей (Инге Морат) или простых деревенских женщин в платочках у часов «Павлин» в Эрмитаже (Томас Хепкер), мать с грудным ребенком и десятком авосек на вокзале (Константин Манос) или старообрядцев в Загорске (Николас Тихомирофф). И здесь есть, на что посмотреть.

Начиная с 90-х годов, со снимков исчезают лица. Портреты несколько политиков – не в счет. Магнум больше интересует то, что у всех и так на слуху – война в Чечне (Томас Дворжак), экзальтированные паломники (Ларри Тауэлл), сектанты (Йонас Бендиксен), колония (Карл Де Кейзер). В крайнем случае – айтишники, которые пытаются выжить в Новосибирске (Кристофер Андерсон).

Властителей дум заменили шарлатаны, самую читающую страну в мире – немудреное изображение сердечка на брандмауэре.

Город812 выбрал на свой вкус топ-6 фотографий «Иного взгляда».

1) Ева Арнольд. Развод (Москва, 1966)

2) Мартин Рибу. Купание в ледяной воде в Москва-реке (1960)

3) Инге Морат. Иосиф Бродский на стене Петропавловской крепости (1967)

4) Георгий Пинхасов. Магазин «Елисеевский» (1992)

5) Питер Марлоу. Час политинформации перед началом дискотеки (1981)

6) Берт Глинн. Зарядка в санатории «Шахтер» (Сочи, 1963)

Однако по условиям выставочного проекта мы имеем право опубликовать не более трех снимков и только из пятнадцати предложенных (и в них не оказалось тех, что мы перечислили выше).

Выбираем:

Арсений Тарковский. Москва, СССР, 1979

© Георгий Пинхасов/ Magnum Photos

Модники Ленинграда. СССР, 1987

© Фердинандо Шанна/ Magnum Photos

На заставке к тексту: Петропавловская крепость. Из серии Homo Sovieticus. Ленинград, СССР, 1989

© Карл Де Кейзер/ Magnum Photos

Вадим Шувалов