Старые шины как нерешаемая проблема

В Петербурге и Ленинградской области ежегодно образуется по разным оценкам от 50 тысяч тонн до 60 тысяч тонн использованных покрышек. Эти шины не относятся к твердым бытовым отходам и запрещены к полигонному захоронению.

В то же время переработка покрышек для легковых автомобилей экономически не выгодна. В них мало резины – 40%, много текстиля – 40%. Для сравнения, в грузовых шинах резины – 65%, металла – 35%. И это делает рентабельной переработку последних.

Об этом говорили эксперты на круглом столе по проблемам утилизации покрышек.

По информации Сергея Подойникова, исполнительного директора НКО «ЭкоШинСоюз», на сегодня в России накоплено 12,5 млн тонн отработанных покрышек. Ежегодно к ним добавляется еще 800 тысяч тонн. Если их не перерабатывать, то через 20 лет шинами можно будет покрыть 3 тысячи кв км. (Для справки территория Петербурга в административных границах – 1,5 тысячи кв. км)

Лидия Ракчеева, директор АНО «Экологические добровольческие проекты», руководитель проекта «Охота на колеса», отметила, что за 4 года волонтерских акций в Петербурге и Ленинградской области обнаружено около одной тысячи свалок шин, отправлено на переработку 600 тонн покрышек.

Эксперты и чиновники, которые участвовали в разговоре, согласились с тем, что проблема утилизации может решаться, если задействовать как минимум два механизма. Первый – увеличение количества точек сбора покрышек (шиномонтажи, ГСК, контейнеры на АЗС, специальные площадки), который должен проводится бесплатно. Опыт показывает, что даже плата 100 рублей за 4 шины автомобилисты считают излишними тратами для себя и оставляют покрышки в первой подвернувшейся канаве. Площадки должны найти муниципальные власти, заинтересованные в подержании чистоты на своих территориях.

Второй механизм – поддержка государством предприятий по переработке шин.  На сегодня цены на продукты переработки – материалы для покрытия детских площадок, «лежачие полицейские» и т.д. ниже, чем себестоимость самой переработки шин. Поэтому количество перерабатывающих предприятий в двух регионах – несколько штук.  Многие быстро закрываются, не выдерживая названной ценовой вилки. При том, что предприятия не принимают шины от спецтехники, порезанные и горелые покрышки, шины с загрязнениями, например, послужившие клумбами.

Незначительное количество предприятий не позволит своевременно вывозить шины, даже если пунктов приема будет достаточно. И мы возвращаемся к вопросу как утилизовать 60 тысяч тонн.

Вадим Шувалов