Страх и ненависть в Лас-Интернетосе

«Город 812» продолжает публиковать размышления молодых людей на тему о том, почему их поколения – т.н. миллениалов и зумеров – в XXI веке пока что не породили своей оригинальной Повестки.

.

В предыдущих текстах цикла о поколениях миллениалов и зумеров были высказаны две разные точки зрения, объясняющие молодёжную гражданскую инертность: представитель зумеров Платон Коцюбинский взвалил на Интернет всю ответственность за раздор, внесённый в ряды своих товарищей по поколению, а школьный учитель Григорий Конников, не согласившись с П. Коцюбинским, заявил, что фактор Интернета — вторичен, в то время как первопричиной молодёжного бесполезняка является система российского школьного образования.

Мне ближе взгляд Платона Коцюбинского. Возможно, потому что у меня нет опыта работы в школе, как у Григория Конникова, а мои собственные школьные годы были весьма специфичны — с 9 по 11 класс я получала образование самостоятельно, перейдя на домашнее обучение: это дало мне возможность изучать только интересные предметы, а результаты по остальным школьным курсам осели в моем аттестате в виде троек и четвёрок — меня это вполне устраивало (слава Богу, что и родителям эта формальность была безразлична); моё образование в 5-8 классах тоже во многом определялось усилиями репетиторов, а не школьной системой — не могу не добавить, что школу я искренне ненавидела и до сих пор вспоминаю о ней с содроганием. И потому школа не представляется мне незаменимым этапом взросления, в связи с чем я и не возлагаю на неё какие-то особые надежды, как это делает Григорий Конников.

Кроме того, соглашаясь с точкой зрения П. Коцюбинского я добавлю, что Интернет и все его проявления присутствуют в нашей жизни ежесекундно: новости, уведомления, обновления, молнии, сообщения и т.д. — на них нужно реагировать, их нужно учитывать в своей повседневности, и днём, и ночью, и в будни, и на выходных и даже в праздники! От Интернета не бывает каникул. У многих ли молодых людей хватает силы воли сознательно закинуть телефон куда подальше и просто наслаждаться природой, книгой, отношениями?..

Наше взаимодействие с Сетью и с миром через неё формирует определённые когнитивные привычки и поведенческие паттерны. Новый тип мышления, складывающийся у молодёжи под влиянием Интернета, уже находится в поле зрения психологов. Когда я училась в магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена, на занятиях мы часто говорили о том, что образовательные программы должны учитывать психику современного ребёнка, чтобы ему не было скучно на уроках: они должны быть динамичнее и коммуникативнее, чем раньше. Так что, думаю, Интернет и школа вместе влияют на современную молодёжь, но Интернет, на мой взгляд, более всепроникающий. В большей степени о нём в своём тексте напишу и я.

Дисклеймер: Интернет имеет множество позитивных и полезных сторон, все они нам понятны и перечислять их я не буду. Но есть и негативные последствия от нашей вовлеченности в Сеть. Об этой неприглядной стороне «всемирной паутины» — ниже.

Причин гражданской инертности современной молодёжи, так или иначе замыкающихся на фактор Сети, можно набросать на бумагу довольно много. Думаю, у каждого найдётся своя, эксклюзивная отмаза. Попробую обобщить, но и сказать за себя тоже.

С одной стороны, одна из главных проблем, на мой взгляд, это скоротечность всего: времени, событий, моды, технологий, развлечений и т.д. Куда ни глянь, везде вывески: «новинка, спеши успеть купить/попробовать»! В ленте новостей (а лент тоже много — в VK, Инсте*, Телеге, Твиттере, ФБ и т.д.) — полно статей: полезных-развивающих, развлекающих, удручающих… Но за всем не угонишься, всего не освоишь, не пропустишь через себя, и от этого — фрустрация. В мире столько всего интересного, а ты это упускаешь — лузер. В связи с чем в какой-то момент после неравной борьбы с инфо-потоком проще закрыться в зоне комфорта, обложившись сериалами и котами.

    • * Организация Meta, а также её продукты Instagram и Facebook, признаны экстремистскими на территории РФ.

С другой стороны, в конфликт с общественным запросом на успешность входит индивидуализм молодого поколения: ты у себя один, научись устанавливать личные границы, занимайся саморазвитием, принимай себя таким, какой ты есть, посмотри бесплатный вебинар по психологии и т.д. Даже в школах образование формально построено на развитии личности каждого человека и на достижении индивидуальных результатов. Получается, что ты вроде как личность, вся такая уникальная и развивающаяся, непременно творческая, независимая, занимающая лидирующую роль в субъектно — объектной оппозиции… Но в то же время, благодаря Интернету, ты — на виду у всех, и эти вьюеры могут поддержать тебя, а могут и отругать. И если в доинтернетую эпоху возмутиться твоими взглядами и вкусами могли бабушка, соседка или учительница в школе, то сейчас такими хейтерами могут стать десятки, сотни, а то и тысячи человек. А если не хейтерами — то безразличными «мимокрокодилами». У них тоже есть коварный инструмент воздействия: не гневные и унижающие комменты, а «подлый» свайп вверх без тапа на иконку лайка. «У меня мало лайков!..» И ты задумаешься: а правильно ли я делаю, если меня порицает так много людей / если я никому не интересен? Может, я не прав? Наверное, я дурак.

Чтобы не сломаться под напором толпы, нужно быть очень сильным человеком, и очевидно, что не все могут оставаться верными себе, будучи на виду у тысяч и миллионов пар глаз, денно и нощно наблюдающих за тобой, выставляющих тебе оценки в форме лайков и репостов либо их отсутствия.

Но кто эти люди, которые наблюдают? Скучающая школота, диванные воители из Залупинска, мажоры из Москвы, мамочки-инстаграмщицы и моралфажные пенсионерки с айфонами. Словом, разношёрстная аудитория, которая явно не может целиком являться референтной группой, чтобы представлялось возможным угодить ей полностью.

В итоге получилось так, что человек растерял значительную долю приватной жизни и стал ещё более социальным существом, чем он был создан, благодаря вовлечению в глобальную интернет-толпу, но масса этой толпы вовсе не стала для него дружественным сообществом, по указанным причинам различной внутренней разобщённости (территориальной, социальной, политической, по возрасту, уровню образования, дохода и т.д.).

Однако эта толпа, тем не менее, захватив человека через его присутствие в соцсетях, затребовала от него быть успешным и реализованным, более того, со временем она запретила ему быть несчастным, брошенным, безработным, заабьюзенным… «Ты был когда-то таким, — говорит глас интернета, — но я освобождаю тебя, ты теперь — один из нас, ты — атом толпы без изъянов… но и без отличительных черт, не смей выделяться!»

А как можно сохранить здоровую психику, когда «будь самим собой» означает «будь таким, как мы», т.е. топи за экологию, этичное потребление, квоты меньшинствам, равноправие, за запреты на выход из личного пространства, запреты на слова, помыслы… и прочие скучные вещи. И тогда снова — подоконник, плед, чашка какао, сериалы и коты… Я спрячу слёзы под дождём. Господи, из какого года вообще этот мем?

  • Я спрячу слёзы под дождём… Стихотворение Капельки Дождя. Сайт Поэмбук 

Однако в Интернете есть выдающиеся: трендсеттеры и блогеры-миллионники, которые не запариваются на счет хейт-комментов (у них хватает денег на сколько угодно сессий с личным психотерапевтом), а лайков у них имеется на две жизни вперёд.

Казалось бы, вот она — цель. Смотри на успешных и стремись стать таким же. Обрети право вещать в Сети в мегафон — и сам стань овцеводом, пастырем, мессией. Но по какому-то досадному для меня механизму работы человеческой психики большинству людей проще завидовать и ненавидеть, чем устремляться к звёздам. Тем более — через тернии. И Сеть подарила новый способ самоутвердиться: примкнув к толпе, стать «толпой-распорядителем» нашего сетевого бесконечного празднества. Отменять выскочек! Искать изъяны, копаться в грязном белье, уничтожать до атомов… Ты был всем — а стал никем, ты стал таким как мы! Мы все равны. Вот оно, истинное лицо современности: лицо новейшей демократии, слившейся в экстазе с популярным у либеральных студентов марксизмом. Как итог: равенство в убогости.

А чего на самом-то деле хочется молодёжи? Что видит она в зеркале Еиналеж [волшебный артефакт из вселенной «Гарри Поттера», зеркало, которое показывает самое сокровенное желание в него смотрящего, — прим. авт.]? Чтобы социум со всем его предложением, спросом и конкурентностью отстал от неё, и не вгонял в тревожные расстройства своими требованиями быть успешным и (само)развитым. Чтобы никто не чувствовал себя отсталым и ненужным. Чтобы все были счастливы… и в безопасности, ибо устали от постоянных социальных тревог.

Конечно, всё, о чем я написала, применимо и ко мне самой, ведь мою личность тоже не заметишь на баррикадах, а изначальный вопрос публикуемого цикла текстов — почему молодёжь не бунтует. Но есть и ещё кое-что, моя «эксклюзивная отмаза».

Что ж, я оправдаюсь своим фатализмом. С тех пор, что я себя помню, я верю: всё предопределено. Что бы ты ни сделал, как бы ни крутился, всё равно исход будет один.

Вот разрушают бесы большие и малые старую петербургскую застройку, и сердце зовёт бросаться под экскаватор, а разум шепчет: «Петербургу быть пусту!». И я бездействую: раз пророчество так гласит, значит, так оно и будет. В этом даже что-то есть. Драма, романтика, заламывание рук, боль сердечная, слезы горячие… Великий город, разрушенный невежеством, алчностью, глупостью, недальновидностью людской, при попустительстве слабодушных. Какие об этом можно прошибающие кровавые слёзы поэмы слагать, песни-плачи петь в будущем, если таковое будущее у нас всех будет… Точнее, не у нас, а у потомков тех, кто решится на потомков.

Кстати, хотелось бы задать вопрос тем, кто потомками уже давно разжился и, соответственно, кто сам вырос и сформировался в доинтернетную эпоху, более того, в эпоху лучшего в мире советского образования. Дорогие бабы и деды, почему не протестуете вы?

Марта Сюткина, 26 лет