Спектакль «Андерсен. Как я выжил» на территории Больщого театра кукол на Некрасова. «I’ll be back», – пророчил терминатор. «Он улетел, но обещал вернуться», – сказано о Карлсоне. Но вернулся к нам Антон Коробейко, пережив свою смерть. Клиническую? Насильственную! Наступившую в результате уличного нападения, травмы, повлёкшей за собой длительное лечение и восстановление.
Произошло чудо, как в сказке. В страшной сказке по имени Жизнь. Мы все – персонажи этой сказки, поэтому можем потребовать «Автора!» на сцену или к ответу за жестокие игры с нашими судьбами. Как один из создателей спектакля и его участник в качестве вокалиста группы «Простые вещи» Антон Коробейко признаётся, что в момент смерти почувствовал себя сразу всеми персонажами сказок Андерсена.
Иногда мы что-то делаем со своей жизнью, а иногда жизнь что-то делает с нами. Ужас бытия персонажем заключается в том, что человек, существовавший в роли автора стихов, песен, поступков, прозы жизни и литературы, вдруг оказывается не в своей власти, а во власти какого-то автора своей судьбы, творца сюжета его жизни, какой-то вовсе не доброй воли. Сказки, они свидетельствуют не о победе добра над злом, а о сложных отношениях их автора и персонажей.
- Антон Коробейко. «Голову, Не склоняй свою голову От неудач. Голому – Даже если быть голому, Не бойся, не плачь»
И вот на сцене два автора – Антон Коробейко с гитарой, вернувший себе жизнь и творчество, и Ганс Христиан Андерсен с носом, делающим его достойным соперником Сирано де Бержерака. Вокруг персонажи сказок Андерсена, живущие какой-то уже своей жизнью.
Снежная королева декламирует реплики из пьес Островского и Чехова, ею движет Вера в то, что она Холодная.
- Александра Ионова – Снежная королева у ледяного зеркала
Соловей из клетки интерактивит со зрителями в стиле стенд-апа, хотя получается грустно, а не смешно.
Оловянный солдатик с ампутированной ногой сначала целится в зрительный зал из костыля-огнестрела по привычке человека, вернувшегося с войны, а потом поворачивается к зрителям спиной, демонстрируя надпись на рубахе «Не хочу быть автоматом», видимо, во всех возможных смыслах последнего термина.
Дюймовочка по-феминистски отказывается быть маленькой и слабой, она безжалостно умерщвляет жабу, жука, крота, ласточек и даже эльфа, она в бешенстве от того, что её окружает сплошной харассмент.
Сочувствуя девочке со спичками, зрители кидают обеспеченными первому ряду бутафорскими снежными комьями в Андерсена, а Гимм Bros. – в спектакле они близнецы – иронично комментируют: «Видишь, Андерсен, никому не нравятся судьбы, которыми ты наделяешь героев своих сказок!». Братья таскаются по сцене с чемоданом, на нём написано «ГРИМ» без удвоения «М». Игра слов напоминает зрителям, что они находятся в условном и бутафорском пространстве театрального действа, где всё игра, и всё всерьёз.
- Вадим Белопухов – Андерсен. Сергей и Николай Журавлёвы – Якоб и Вильгельм Гримм.
Здесь зрителю явлен театральный перформанс в чистом виде, в котором ничто не начинается с вешалки, отсутствует бытописание, буффонада смешивается с трагедией, а фантастическое с реальным. Зрители входят в театр, в спектакль, в сказку, ведь так хочется быть «действующим лицом», а со сцены их предупреждают: «Здесь не мы для вашего развлечения, а вы – для нашего». Да, здесь играют не для зрителя, а со зрителем.
Послушайте песни группы «Простые вещи» и вы поймёте, что в жизни нет простых вещей. Посмотрите спектакль о знаменитом датчанине и вы убедитесь в том, что в сказках нет ничего детского.
Елена Краснухина
На заставке: Роман Дадаев – Соловей в клетке
- Сказка – ложь, да в ней намёк на то, что и в жизни порой правды нет