Настоящих недискуссионных святынь у нас мало, но они все же есть. Июнь, – это Пушкин. Пушкин, какой бы по счету день рождения у него ни был.
Отмечали в Питере с размахом, правда, не без потерь. Не было в этом году любимого праздника интеллигенции – премии «Петрополь» на Мойке, 12, казавшейся вечной.
Из театрально-музыкального, что на виду: в ТЮЗе – прощание с состарившимися «Маленькими трагедиями» (режиссер Роман Кудашов) и два новых опен-эйра. В Юсуповом саду – « Пиковая дама» + «Онегин» в исполнении театра им. Шаляпина (маэстро Фабио Мастранджело), в Гатчине – «Страсти по Пушкину» в исполнении ФДМ (маэстро Михаил Голиков).
Конечно, везде авторские концепции. Сейчас «нашим всем» являются «Маленькие трагедии» с их большими терзаниями, макабрическими антитезами и кровавыми битвами за деньги, власть, страсть. В ТЮЗе задавал тон ироничный белый скелет, сидевший над головами грешников. Добро билось со злом/баблом. Руководил сражениями самолично Александр Сергеевич (В. Чернышов) – примерно такой, с которым можно поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
Но у каждой эпохи поэты и барды свои.
Новый концепт от поколения миллениалов (а именно таковы создатели спектакля ФДМ и большинство исполнителей) внезапен и по-современному заострен. 2:1,5=10. Это значит, что все битвы бога и дьявола у нас внутри, а не снаружи. Все мы, как и пушкинские герои, состоим из тьмы и света, гения и злодейства, разных субличностей в одном флаконе. Попыткой «заглянуть внутрь человеческой души, не отворачиваясь от трудных вопросов» назвал «Страсти по Пушкину» художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области Михаил Голиков. Поэтому 10 сложнейших оперных партий, не отворачиваясь, поют и играют 5(!) вокалистов, соответствующих этой безумной режиссерской задаче и актерски, и музыкально.
В пресс-релизе ФДМ устами режиссера сказано, что « это спектакль для всех – и для тех, кто начинает знакомство с классикой, и для тех, кто ищет в знакомом тексте новые смыслы».
Я –из вторых. Будем искать.
Открывает зрелище «Скупой рыцарь» Рахманинова. Тяжелый непопулярный оперный материал. Шаляпин отказался. Композитор разочаровался сам. История постановок тоже скупая. В наше время Барона поет только прославленный мариинский мэтр Сергей Лейферкус на восьмом десятке лет и импозантный москвич Владимир Байков на шестом. Ставят редко и без блеска. Что нового можно найти в этой одноактной опере, непонятно.
Ну это нам непонятно. Было.
А благодаря режиссеру Александре Победоносцевой стало понятно, что Скупой рыцарь – вовсе не трясущийся над сундуками банальный седобородый старик, а двухметровый красавец в расцвете сил (баритон Петр Цеханович), одержимый жаждой власти и страхом ее потери. Рыцарь зла. Деньги – это власть, и делиться ими смерти подобно, прежде всего с сыном- наследником, потому что это уничтожит Барона. Без денег и без власти он никто. Он не отдаст ничего, никогда и никому. Маниакальный горящий взгляд, командирская пластика, звучание грандиозного голоса над Приоратским замком… где они такого певца нашли, как такую роль вывезли?
Новые смыслы обнаружились и дальше . В «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова, в «Каменном госте» Даргомыжского. И оказалось, что в каждом Сальери есть свой Священник (бас А. Минченко), карающий и себя, и других за дерзкие игры со смертью, за непочтение к ней. И терпящий поражение от вакхических Вальсингама и Моцарта . В каждом Моцарте есть своя теневая субличность – Дон Гуан (тенор Д.Соколов), «безбожник и мерзавец». Целомудренная Дона Анна и распутная Луиза (сопрано Любовь Райская) зеркальны друг другу в капкане любовной страсти. Набожная плакальщица Мери – двойник роковой соблазнительницы Лауры (меццо Екатерина Шигапова).
Завершили, разумеется, «Пиром во время чумы». Это вообще прямое послание Пушкина и Кюи в 2025 год. Тут и искать ничего не надо. Жуткие инфернальные могильные камни, которые усилиями артистов балета трансформируются то в стол для богохульной трапезы, то в Голгофу, и их искусный dance macabre вокруг Председателя (П. Цеханович). И гимн.
Итак, хвала тебе, чума-а-а, нам не страшна могилы тьма-а-а, нас не смутит твое призванье! зажжем огни, нальем бокалы, утопим весело умы…чтоб ничего не видеть и не слышать, потому что бессильны перед реальностью, потому что все равно все скоро умрем. И горит адское пламя за спинами еретиков, и гремит спор- дуэт великолепных голосов Священника и Вальсингама про упоение в бою и беззаконье бешеных веселий, и становится так страшно, что вдруг проваливаешься в античное слово «катарсис».
Что такое шедевр и как он создается? Нечто абсолютно гармоничное по форме и содержанию, попадающее точно в цель. Создается, как правило, в аврале, непременно с руганью и на нервах. Получается СЛУЧАЙНО.
Минималистская сценография, модернистская пластика, глубокая работа с музыкой, виртуозно выстроенное действие – все это правильно перечислено в релизе ФДМ. Забыли только озноб от настоящего искусства.
«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…»
Словом, если на следующий день рождения Александра Сергеевича вы захотите порадовать окружающих шедевром собственного изготовления, вам понадобятся:
Приоратский парк Гатчины.
Симфонический оркестр Ленинградской области и его художественный руководитель Михаил Голиков.
Вышеописанные солисты ФДМ (5=10).
Режиссер Александра Победоносцева.
Балетмейстер Дария Нигматуллина.
Художник Алеся Исаева.
«Маленькие трагедии» Пушкина.
И тогда получится «союз волшебных звуков, чувств и дум».
Марина Жженова