Театр начинается с вешалки в суде

На прошлой неделе состоялось первое заседание арбитражного суда – «Геореконструкция – Фундаментпроект» (ГРФ), генпроектировщик здания Мариинки-2, против Северо-Западной дирекции Минкульта, заказчик строительства. Суд попытался выяснить, в чем так провинилась «Геореконструкция», что потребовалось разрывать с ней все отношения. Для поиска аргументов дирекции предоставлено еще три недели, следующее заседание назначено на 24 сентября.

О сути конфликта и будущем стройки мы спросили у руководителей ГРФ – генерального директора Алексея Шашкина и научного руководителя профессора Владимира Улицкого.

– 30 апреля 2008 года вашу фирму отключили от Мариинки-2?

А. Ш.: В тот день Северо-Западная дирекция прислала нам уведомление об одностороннем расторжении государственного контракта на генеральное проектирование второй сцены театра. По закону расторжение возможно только по согласию сторон в судебном порядке. Больше того, мы не получили никаких письменных претензий по качеству нашей работы.

Произошло прямое нарушение российского законодательства. Правильность нашей позиции подтвердило окружное Управление Генеральной прокуратуры. Мы решили обратиться в суд, чтобы фактически признать федеральный закон действующим. Нам важно защитить свое честное имя.

Позже был объявлен конкурс на доделку нашего проекта, который на безальтернативной основе выиграло “КБ высотных и подземных сооружений”. Эта организация неизвестна ни нам, ни нашим столичным коллегам. Судя по рекламной информации, раньше они занимались коттеджным строительством и перепланировкой квартир. По нашим сведениям, КБ получило строительную лицензию в 2006 году, оно основано людьми из академических институтов, прежде занимавшимися расчетами космических траекторий. После победы на конкурсе, они искали проектировщиков через интернет.

В. У.: Как председатель Международного комитета по сложным расчетам сооружений (там работают специалисты из 22 стран), я знаю все солидные организации в мире, которые ведут подземное и высотное строительство. Это КБ нигде себя не проявило.

– Тогда почему расторгли контракт с вами? Может быть, конкуренты? Или причина в деньгах?

А. Ш.:
У Мариинки-2 три главных составляющих – подземное пространство, купол, зрительный зал. Три подземных этажа глубиной 11 метров и площадью 150х80 метров в плотной застройке не имеют аналогов в Петербурге. Мы сделали все наши решения публичными, опубликовали их в специальных журналах и не встретили конкурентных предложений. Российских фирм, проектирующих подземное строительство, всего несколько штук, мы постоянно общаемся друг с другом.

Что касается денег, то на проектные работы выделено всего 316 млн рублей, которых не хватает.

– После расторжения контракта с ГРФ появились объяснения, что вы что-то придумали неправильно для подземных работ. Можно прокомментировать эти заявления?

В. У.: Мы предложили технологию специального шпунта, она используется везде, но требует предварительного создания опытного небольшого котлована на том месте, где будет позже основной. А также постоянного мониторинга деформаций грунта.

Сейчас мы услышали, что предложено создание временных перекрытий, шпунтов с какими-то усилениями. Ничего подобного в мировой практике я не слышал. Нас не пускают на стройплощадку, но думаю, что ничего, кроме увеличения сроков строительства подземной части здания, нововведения не дадут.

Геотехника – наука управления рисками, мониторинг – инструмент этого управления. Он обязателен для любой стройки, тем более – уникальной.

После работы на первой опытной площадке, мы внесли изменения в проект, которые также прошли Главгосэкспертизу. Нынешние новые решения – нет.

А. Ш.: Геотехнический мониторинг на стройке не проводился, только авторский надзор, но и договор на надзор был разорван дирекцией в начале 2008 года. Дирекция проигнорировала наше предложение создать вторую опытную площадку, чтобы отработать технологию закрепления грунта.

– Г-н Шашкин, вы неоднократно заявляли, что к 2010 году театр не построить. Может быть, это причина конфликта с дирекцией?

А. Ш.: Я сомневался в сроках, призывая не делать авралов. Например, осенью прошлого года, когда шесть станков одновременно изготавливали сваи, произошли 30 мм осадки домов на Минском переулке. Это максимально допустимые осадки, строители выбрали весь резерв. Когда по нашему требованию остановились и вернулись к одновременному бурению только двух свай, осадки стали в пределах допустимых 3 – 4 мм. Мы бы и дальше сильно следили за качеством и были неудобны.

Государственный заказчик может либо информировать начальство о реально возможных сроках строительства, либо давать обещания уложиться в установленные сверху сроки. Был выбран второй путь, а сроки не выполнялись. Понадобился крайний, им стала наша фирма. Заодно избавились от неудобного проектировщика.

– В какие сроки может быть построена вторая сцена Мариинки?

В. У.: То, что предлагают в качестве альтернативы, мы исследовали. В любом случае это еще дополнительные два года.

– Есть ли надежда, что будет реализован проект Доминика Перро, а не жалкая пародия на него?

А. Ш.: Если говорить о куполе, то дело обстоит так. Конкурсное предложение легкого купола-вуали оказалось нереализуемо. И сам Перро его переработал. Купол состоит из 56 “треугольников”, в каждом 15 типов стеклопакетов. Перемножив, получим целую библиотеку разнотипных элементов. Если найдется тот, кто сможет их сделать и смонтировать, то скорректированный проект Перро реализуем. Или иначе: я уверен, что купол не рухнет, но не уверен, что он не потечет, – это ответственность подрядчика.

– Ваша фирма может вернуться на стройку?

А. Ш.: Вряд ли мы сможем продуктивно работать с этим составом дирекции, но если позовут…

В. У.: Без меня. Потерян мониторинг, потеряно время, потеряно авторское сопровождение.   

Вадим Шувалов


____________________________________________________
Кстати

Подземные работы на площадке второй сцены Мариинского театра будут завершена в июле 2009 года. Об этом после заседания научно-технического совета заявил вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров. Окончание всех работ намечено, по прежнему, на декабрь 2010 года.