На прошлой неделе стало известно, что канадское бюро «Даймонд-Шмидт» уже разработало новую архитектурную концепцию второй сцены Мариинского театра. Таким образом, проект Доминика Перро окончательно отвергнут. Теме не менее, именно по нему продолжают вестись работы на стройке.
Строительство Мариинки-2 остается совершенно секретным объектом. Единственное, что видит и слышит публика, проходя по улице Декабристов, – за высоким забором идет стройка. Говорят, в три смены и по новой технологии. Собрав разнообразную неофициальную информацию, “Город 812” попытался восстановить краткое содержание спектакля “Мариинка-2” за последние два года.
Источники возвращают нас к началу 2007-го, когда был расторгнут контракт с Домиником Перро, автором победившего на международном архитектурном конкурсе проекта Мариинки-2. Сейчас уже не важно, какие претензии имели друг к другу архитектор и его заказчик – Северо-Западная дирекция по строительству Министерства культуры РФ (СЗД). Купол Перро (из-за которого тогда бушевали страсти) был технически реализуем, но для этого требовалось заказать около тысячи типов стеклопакетов и впредь постоянно тратить много денег на их эксплуатацию. Но главное – говорят, проект Перро не нравился Валерию Гергиеву с самого начала, правда, поначалу Гергиев не протестовал, потому что стремился как можно быстрее получить вторую сцену.
СЗД в наследство от Перро достались контакты с немецкой фирмой “Shcuko”, известным производителем стеклопакетов. Эта компания посоветовала заказать новый проект французскому архитектурному бюро RFR – и в прошлом году это бюро подготовило эскизный вариант. Он представляет собой технологичное здание наподобие трехобъемного кузова автомобиля (первый объем – фойе, дальше – высокая коробка сцены, еще дальше технические службы). Все это было спрятано за высокими волнообразными стенами из полупрозрачного камня и хотя внешне отличалось от проекта Перро, но сохраняло эстетику укрывания жесткой конструкции.
СЗД отверг предложение RFR. Между тем стройка продолжалась по проекту Перро – строители продолжали углубляться на 12 метров под землю, в чем нет необходимости при отсутствии купола.
Весной и летом 2008 года произошли два важных события, напрямую связанные с судьбой Мариинки-2. Первое – назначение министром культуры Александра Авдеева (из его дипломатичных заявлений следует, что проекту Перро заказчик строительство придерживаться не собирается). Второе обстоятельство наблюдатели связывают с усилением политического веса Валерия Гергиева после конфликта в Южной Осетии. Художественный руководитель Мариинского театра стал еще более влиятельной фигурой, имеющей право решать, какой проект Мариинки-2 будет реализован. Осенью Валерий Гергиев, прежде крайне острожный в высказываниях об архитектуре, вдруг стал говорить об этом гораздо откровеннее.
Гергиеву понравилась акустика нового оперного театра в Торонто, который спроектировало канадское бюро “Даймонд-Шмидт”. Кстати, Перро входит в десятку мировых звезд архитектуры, канадцы – едва ли в сотню. Но у Перро были проблемы с акустикой и видимостью, “Даймонд-Шмидт” рассчитывают их избежать. Они предложили строгое трехобъемное здание, где (в отличие от театра в Торонто) меньше стекла и больше бетона, цвет театра получается серым. На прошлой неделе на совещании в театре с участием канадцев и мариинских технологов проектировщики предложили новую конструкцию сцены. Это потребует забивки дополнительных свай, не предусмотренных в прежнем проекте.
Между тем в котловане продолжается работа под здание Перро. Бетонную плиту погрузили на дно и вынимают из-под нее землю. Как только плита опустится на уровень первого подземного этажа, она станет т.н. распорным диском. Дальше заливается новая плита, из-под которой также вынимается грунт до уровня следующего этажа. Всего таких этажей запроектировано три.
Про затраты, необходимые на Маринку-2, а также о сроках ее строительства, эксперты говорить отказываются, сообщая только, что из первоначально запланированных 9,6 млрд рулей уже потрачено около 6 млрд, а канадский проект должен пройти многочисленные согласования, в том числе в КГА и Главгосэкспертизе. Источники не исключают, что для сохранения лица всех участников процесса Минкульт пойдет на отказ от функции заказчика в пользу театра.
В любом случае, не может долго продолжаться фантастический сюжет, когда строители делают фундамент по одному проекту, а строить театр собираются по совершенно иному.
Вадим Шувалов