Теперь сошлись. К истории перфоманса. Дуэли в Эрмитаже

«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
А.Пушкин. «Евгений Онегин»

Эрмитаж показывает в Николаевском зале Зимнего дворца один из главных выставочных проектов 2025 года – «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря». 400 предметов, из которых более половины представляют собой изящные орудия убийства – пики, шпаги, стилеты, пистолеты и прочая. Так и хочется спросить, почему нет маузера и автомата Калашникова.

Но стоп: этот проект (научный руководитель – Виктор Файбисович, ведущий научный сотрудник Эрмитажа) придуман для того, чтобы задать зрителю вечный вопрос, а какова цена человеческой жизни? Стоит ли отдавать ее в дуэльной схватке?

В начале нашего века были изданы две книги историков о дуэлях: «Последний довод чести» Василия Новоселова и «Ритуализированная агрессия» Ирины Рейфман, издания стали раритетами, размышления авторов о природе дуэлей, их точка зрения видны из названий книг.

Эрмитаж начинает издалека. Ахилл сражался с Гектором на мечах и копьях во время Троянской войны. Много позже в XIII века появляются рыцарские турниры как поединки в равном единоборстве.

Дуэли в современном понимании появились в середине XV века в Неаполе, и пошло-поехало, про латы забыли, фехтовали на шпагах и рапирах в легких рубашечках (витрина с кружевным воротником и набором стилетов – из лучших на выставке).

А тут и огнестрельное оружие подоспело. В начале XIX века появились изящные дуэльные гарнитуры (пара пистолетов с аксессуарами), которые унесли жизни Пушкина и Лермонтова.

В 1823 году в кондитерской лавке Амбиеля на Невском проспекте. там теперь «Абрикосов», офицер Кавалергардского полка Владислав Пусловский заказал себе порцию мороженого, которую по ошибке подали штабс-капитану Федору Гедеонову. Господа офицеры повздорили. В итоге Яков Гедеонов, отставной штабс-капитан, брат Федора, вызвал Пусловского на дуэль. Кавалергард не промахнулся, и был сослан в Арзамас служить поручиком.

Екатерина II еще в 1787 году запретила дуэли в России, что, разумеется, никого не останавливало от выяснения отношений с помощью оружия. В 1894-м Александр III для поднятия офицерского духа разрешил поединки между военными, был разработан дуэльный кодекс (его издание представлено на выставке). По некоторым подсчетам это разрешение, действовавшее до 1917 года, унесло 186 жизней.

Серж Лифарь, знаменитый танцовщик и балетмейстер, и маркиз Жорж Куэвас, известный в ту пору импресарио сошлись на дуэли в Париже 30 марта 1958 года. Причина поединка так и осталось загадкой: то ли личная неприязнь, то ли конкуренция и авторские права. Существует и версия, что спектакль с дуэлью был придуман двумя артистами с пиаровскими целями. Во всяком случае, после этой дуэли, закончившейся легким ранением Лифаря, появилось слова «перфоманс».

Дуэль, о которой на выставке ничего не сказано, случилась в 1974 году в Иркутске. С помощью охотничьей двустволки выясняли отношения (шерше ля фам) артист ТЮЗа Виталий Зикора и студент-журналист Григорий Гильбух. Артист ранил студента, отвез его в больницу, явился с повинной, отсидел в тюрьме, переехал в Москву и стал народным артистом. Судьба студента сложилась менее удачно, он занимался бизнесом и погиб при невыясненных обстоятельствах.

Выбор «Города 812»

Бюст бога войны Ареса. II в. н.э.

Это Марс в римской традиции, с него все и начиналось.

Рембрандт. Давид и Голиаф. 1655.

Пример божественного заступничества за слабого перед сильным.

 

Илья Репин. Дуэль Онегина с Ленским. Акварель 1899.

См. эпиграф.

Константин Маковский. Портрет Николая Юсупова в гробу. 1908.

Князь Юсупов, 25 лет, наследник богатейшего состояния в России, не нашел ничего лучшего как приударить за женой поручика Конного полка Арвида-Виктора Мантейфеля. За что получил пулю от военного человека.

Жан-Луи Вуаль. Портрет Анны Лопухиной. 1790-е годы.

Была фавориткой Павла I. В последние дни его правления из-за Лопухиной состоялась дуэль на шпагах между князем Борисом Четвертинским и графом Александром Рибопьером. Последний был ранен и – вдобавок – заключен на некоторое время в Петропавловскую крепость. Четвертинский не пострадал и тюрьму не попал.

Выставка работает по 2 ноября.

Борис Вадимов

 


Теги: