Ткачество размером со студию. Аполлона вернули в зал Рафаэля

Эрмитаж начал выставочную серию к 261-й годовщине своего основания с возвращения в зал Рафаэля (№ 229) огромной шпалеры «Аполлон и знаки Зодиака», которая входит в серию «Времена года. Гротески».

Как рассказала Татьяна Лехович, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства, серия была соткана в первой половине XVI века, в Брюсселе, по картонам неизвестного художника. Эта необычная серия состоит из пяти шпалер, каждая примерно 24 кв. метра: четыре соответствуют классическим сюжетам, посвященным временам года – «Весна-Венера», «Лето-Церера», «Осень-Вакх», «Зима-Эол». Пятая называется «Аполлон и знаки Зодиака».

Долгое время шпалеры находились в замке Во-ле-Виконт, который принадлежал Николя Фуке, министру финансов Людовика XIV. Король, по легенде, из зависти конфисковал замок со всем его содержимым. После Великой французской революции шпалеры попали на антикварный рынок. В 1880-е годы их приобрел Александр Штиглиц, который тогда только начинал собирать свою коллекцию. После 1917 года шпалеры поступили в Эрмитаж.

Реставрационные работы в РХЦ «Старая Деревня» в течении почти трех лет вели 11 сотрудников Лаборатории научной реставрации тканей под руководством Марины Денисовой, заведующей Лабораторией. Для этого использовался единственный в России комплекс оборудования для водной очистки шпалер и ковров. После промывок велась реставрации шерстяных, шелковых и золотых нитей.

 

Теперь можно хорошо видеть Апполона, в этом контексте – бога Солнца, в окружении Знаков Зодиака и аллегорических фигур, изображающих четыре стихии – Землю, Воду, Воздух и Огонь.

Возможно, заказчик шпалерной серии был фанатом алхимии и мечтал добыть Философский камень

В июне 2026 года все пять шпалер планируется представить в Манеже Малого Эрмитажа на выставке, посвященной 150-летнему юбилею Музея училища технического рисования А.Л. Штиглица.

Борис Вадимов


Теги: