Транспортный налог задушит частных перевозчиков

Госдума, в третьем и окончательном чтении, утвердила повышение базовых ставок транспортного налога в России в 2 раза. Петербург стал одним из немногих городов, где перевозчикам удалось договориться с губернатором мирным путем, однако они все еще не уверены в своей победе.

    Угроза повышения налога возникла недавно, но приближалась со скоростью грозового фронта. И вот уже Госдума обсудила соответствующие поправки в Налоговый кодекс 11 ноября во втором чтении, и уже 13 ноября – в третьем. Предпосылки обсуждению не подлежат. В стране кризис, доходы бюджетов падают… Транспортный налог – налог уникальный по главному показателю: степень размазывания ответственности за содеянное. С одной стороны, базовые ставки налога устанавливает Госдума. С другой – регионы смогут увеличивать базовую ставку налога в 5 раз, а уменьшать – аж в 10 (до сих пор могли в 5). Так что в итоге, когда налог в конкретном регионе все-таки поднимут, сам черт не разберется, кто же его все-таки поднял.

До сих пор Петербург применял максимально возможный повышающий коэффициент. И сегодня в нашем городе одна их самых больших ставок транспортного налога по стране. Например, владельцу грузовой машины с движком в 200 л.с. нужно уплатить около 10 000 руб. в год, в то время как жителю Ленобласти – 7600. Как ни странно, местный бизнес это не то чтобы устраивало, но он  с таким положением дел соглашался.

 Два года назад, когда решался вопрос об очередном повышении транспортного налога, с предпринимателями советовались. И губернатору и директорам крупнейших компаний-перевозчиков удалось договориться.  А в этом году представителей транспортных компаний 6 ноября собрал на совещание глава Комитета финансов Эдуард Батанов, но тогда договориться  подобного не получилось. Перспектива повышения транспортного налога вывела предпринимателей из себя. Поскольку губернатор на совещании случайно отсутствовала, весь гнев обрушился на Батанова, огласившего позицию города – повысить налог для владельцев всех машин, но особенно сильно – для машин мощных. Владельцы частных джипов, однако, если и взвыли, то не очень громко. Взвыли владельцы фирм, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками, для которых городские власти предлагают повысить налог гораздо меньше – в среднем на 20% для владельцев грузовиков, и на 7 – 10% для владельцев автобусов

– Батанов выказал полное непонимание вопроса, заявляя: “Что с того, что мы поднимем налог на несколько процентов?”, – рассказал “Городу 812” Вячеслав Лазарян, генеральный директор крупнейшей компании-перевозчика “Совавто-Петербург” и член транспортного совета при городском правительстве. – Он не понимает, что можно получать с перевозок 1 миллион и тратить при этом 990 тысяч.

– Каков сейчас запас рентабельности?

– Никакого. Рентабельность стремится к нулю. Недавно топливо подорожало на 2 руб. 40 коп. за один день. Если один грузовик зарабатывает 40 тыс. руб. за 7 дней, после выплаты зарплаты и других текущих накладных расходов фирме остается 2,5 – 3 тыс. руб. Рентабельность пассажирских перевозок примерно такая же, за исключением дотационных, которыми мы не занимаемся: “Пассажиравтотрансу” все равно, на сколько поднимут налог: они придут в Смольный и столько же попросят на компенсации. Остальным будет не до смеха. Если налог еще поднять, я-то выживу – у меня есть другой бизнес, а множество фирм, которые занимаются только перевозками, – погибнут.

Перспективой повышения налога были недовольны не только в Петербурге.

– Сейчас владелец “КамАЗа” мощностью 400 – 500 л.с. платит 85 руб. с 1 л.с., при увеличении налога до 170 руб./л.с. ему придется платить 68 тыс. руб. в год, что совершенно нереально, – говорит Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП). – Грузовые перевозки просто умрут после такого повышения. Поэтому мы будем стоять до последнего, вплоть до перегораживания федеральных трасс.

13 ноября дальнобойщики из МПВП перекрыли МКАД в радиусе 19 км от Москвы с внутренней стороны, помешав своим коллегам работать. Однако коллеги, не входящие в профсоюз, выразили солидарность с их действиями, перекрыв все полосы движений в обратном направлении. Бунт продолжался недолго и никаких результатов пока не дал. Всех повязала милиция. Митинг был несанкционированный. В Петербурге все проходило гораздо тише.

После первого же митинга автолюбителей у СКК, собравшего всего-то 600 человек, Валентина Матвиенко заявила, что, несмотря на решение Думы (которого еще к тому моменту не было, но иллюзий не оставалось), налог на ТС в Петербурге повышаться в 2010 году не будет – ни для владельцев личных автомобилей, ни для юрлиц, ни для автобусов, ни для грузовиков. Возможно, губернатора напугала перспектива перерегистрации перевозчиков в других регионах.

После того как повышение транспортного налога на федеральном уровне вступит в силу,  начнется самое интересное – соревнование между регионами за почетное право контролировать крупный бизнес и мучить мелкий. Дело в том, что право регистрироваться в одном регионе и работать в другом есть сейчас у многих перевозчиков, но не у всех.

– Индивидуальные предприниматели обязаны регистрировать ТС по месту жительства, а юрлица могут делать это в любом районе, – рассказывает Александр Котов. – Огромное количество дальнобойщиков – индивидуальные предприниматели. Действия региональных властей сейчас вполне предсказуемы и традиционны – уничтожают малых предпринимателей. В Тверской области, например, транспортный налог для юридических лиц понизили на 50%, они пострадают меньше.

По предварительным данным Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, самые низкие налоги на ТС сейчас в Белгороде и в Орловской области. Захотят ли все дальнобойщики и владельцы больших междугородных автобусов уйти в эти регионы? Пока петербургские перевозчики таких желаний не высказывают.

– Сейчас общий разум восторжествовал, и Валентина Ивановна, как и два года назад, говорит разумные вещи, в отличие от ее аппарата, – рассказывает Вячеслав Лазарян, ген. директор “Совавто-Петербург”. – Однако это пока победа на словах. Никаких документов не подписано.

Последний срок, когда региональные власти еще смогут откорректировать транспортный налог на 2010 год, – 1 декабря. Если Смольный все же решит увеличить транспортный налог, то автомобилизированным петербуржцам есть куда податься – кроме Белгорода и Орла, это Ненецкий автономный округ, где владелец машины с мотором в 200 л.с. платит в бюджет какие-то сущие копейки. Так было когда-то с целиной. Кто теперь скажет, что это не пошло на пользу таким городам, как Павлодар и Астана?      

Алексей ОРЕШКИН


Вам очень срочно и без потерь необходимо доставить груз в Казахстан? Специально для вас услуги грузоперевозок профессиональной компанией “Союз”, которая зарекомендовала себя, как очень порядочный и надежный компаньон, на выгодных для вас условиях. Предложение на сайте www.tengizcargo.ru.