Три мадонны и один замок. Эрмитаж показывает картины из Нидерландов

В Эрмитаже открылась выставка «Три нидерландские Мадонны» из фирменной серии музея «К завершению реставрации».

Картина «Мадонна во Славе» кисти Яна Провоста датируется 1524 годом, она обычно находится в постоянной экспозиции искусства Нидерландов. Образ была выполнен для алтаря пророка Даниила в соборе Святого Донациана в Брюгге. Но вскоре началось иконоборчество, хорошие люди замуровали «Мадонну» в стену. Обнаружили ее в конце XVIII века при разборке здания.

В Россию картина попала в 1850 году – была приобретена по заказу Николая I на аукционе по продаже коллекции нидерландского короля Вильгельма II в Гааге.

После реставрации, проведенной Валерием Бровкиным, художником-реставратором Эрмитажа, вернулись краски и проявился облик знаменитого островного монастыря Мон-Сен-Мишель. Один из кораблей прозевал отлив и сел на мель. Эта деталь может говорить о том, что художник посещал остров и знал эту природную особенность.

Два других картины «Мадонна с Младенцем» того же Провоста и «Мадонна с Младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе) давно находятся в фондах, ныне живущие посетители Эрмитажа не могли их видеть.

Картина на дереве Провоста датируется первой четвертью XVI века. Судя по «обрезанности» композиции, она была выпилена из большого алтаря. На тыльной стороне двух досок, на которых создано изображение, сохранились подпись и красный сургучный оттиск герба Татищевых (в 1845 года картина поступили в музей по завещанию Дмитрия Татищева), а также два инвентарных номера из разных музейных описей XIX века и едва читаемая надпись белым мелком, сделанная в 1941 году при подготовке картины к эвакуации.

Картина Госсарта начала XVI века долгое время считалась копией с картины этого мастера. Но дендрохронология и насыщенный синий цвет одежд Мадонны и тончайшее письмо всей картины, раскрытые от поздних записей и поновлений, показывает, что это, скорее всего, подлинник. Художник служил у маркиза де Вере и изобразил его жену и ребенка.

Один инвентарный номер ведет к собранию цесаревича Павла Петровича, следовательно, картина попала в Россию в конце XVIII века. Затем она перемещалась из Зимнего дворца в Гатчинский дворец и обратно. В 1859 была в Эрмитаже, но в 1925-м вернулась туда из Гатчины.

Выставку можно посетить по 7 сентября в Апполоновом зале (№260) Эрмитажа.

Б.В.


Теги: