Уже много лет исследователи «Трех мушкетеров» спорят: справедливо отрубили голову Миледи или нет. Но это не главная загадка романа Дюма. Там есть и другие.
Вместе с крупным художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он в школе читал, но не всегда помнит, что там написано. После русской драмы – «Анны Карениной» – переходим к французскому авантюрному роману Дюма-пэра.
Сюжет совсем вкратце. Юный гасконец д’Артаньян приезжает в Париж делать карьеру. Знакомится с тремя мушкетерами, ввязывается в драку с гвардейцами, соблазняет жену галантерейщика, выручает королеву в истории с подвесками. По ходу дела мушкетеры с д’Артаньяном много пьют, немало едят, добывают амуницию (совсем государство не заботилось о военных – не то что сейчас), не раздумывая, убивают мужчин. А в конце концов ликвидируют одну женщину – жуткую злодейку Миледи, которая из вредности отравила Констанцию, а кроме того оказалась бывшей женой Атоса. В конце концов д’Артаньян становится лейтенантом мушкетеров. То есть цель достигнута.
Интересны отношения героев с женщинами – они, с одной стороны, крайне беспорядочны (Арамис и Атос имеют связь с одной и той же женщиной – де Шервез – правда, и порознь, д’Артаньян просто бросается в койку с каждой встречной). С другой стороны – никаких серьезных отношений, лишь мимолетная женитьба Атоса в юности и брак Портоса (но он ради денег, а это не считается).
То есть женщины в мире Дюма-отца – существа скорее вредные, чем полезные. Поэтому он дважды на протяжении одного романа казнит Миледи. Сначала ее без суда вешает Атос. Как известно, Атос женился на 16-летней девушке, они катались на лошадях, она упала, он расстегнул ей платье и увидел клеймо на плече – лилию (странно, что не видел ее голого плеча раньше). И тут же, не разбираясь в чем дело, повесил. Правда, она выжила.
Потом уже вся четверка приговаривает Миледи к смерти – и палач отрубает ей голову. Ликвидируя все злодейство женской натуры.
Вот как раз по поводу виновности Миледи есть у ряда исследователей сомнения – особенно что касается прегрешений ее юности. Но об этом много написано.
А мы нашли в «Трех мушкетерах» более глубокий смысл.
Итак, мушкетеров – три. Плюс отдельно стоящий д’Артаньян. Это же неспроста.
Понятно, что каждый из мушкетеров олицетворяет один из грехов.
Атос – пьянство.
Портос – чревоугодие.
Арамис – лицемерие.
Д’Артаньян – карьеризм.
И вот этим странным названием Дюма четко отделяет хорошие грехи от плохих. Пьянство, чревоугодие и лицемерие – правильные грехи. А карьеризм – нет.
Богорад, правда, считает, что из этих четырех грехов только два правильных – про еду и про выпивку. И тут же предложил переназвать роман Дюма – «Два мушкетера». Но мы на такое искажение классики пойти не можем. Уважаем потому что Дюма-отца.
С.Б.