Три причины идти на Бориса Григорьева в Музей Фаберже

Зачем смотреть выставку Бориса Григорьева «Первый мастер на свете» в Музее Фаберже? Причин как минимум три.

Первая. Прошло больше десяти дет, с тех пор как Бориса Григорьева (1886-1939) – художника, едва ли не самого успешного и известного среди громких имен первой волны русской эмиграции, полноценно показывали в Петербурге и Москве. Тогда еще была эйфория первооткрывания, которая началась выставкой в Пскове в перестроечном 1989-м. Теперь можно спокойно посмотреть на его работы, чтобы выбрать для него место в истории русского искусства.

Наверное, он ближе к неоклассицизму, хотя и экспрессионизму не чужд.

Название проекта взято из письма Григорьева другу юности поэту Василию Каменскому. А как еще должен ценить себя художник в ХХ веке, в окружении толпы не менее честолюбивых коллег.

Выставка объединила более двухсот картин и рисунков Григорьева из государственных музеев (все гранды – Русский музей, Третьяковка, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Мухей Академии художеств – представлены), а также частных коллекций в том числе, петербургской KGgallery и московской «Наши художники». От ранних иллюстраций к русскому фольклору до поздних – к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы».

Вторая причина именно в Достоевском. Культурно-исторический о фонд «Связь времен», владеющий Музеем Фаберже, несколько лет назад приобрел все 58 иллюстраций Григорьева к «Братьям Карамазовым». И сейчас впервые показывает их в России.

Художник работал над этой серией в общей сложности 16 лет и завершил ее в 1932 году. Тогда же она была экспонирована и приобретена в американскую частную коллекцию. Тогда же иллюстрации планировалось издать вместе с текстом, что было бы очень не просто, вещи станковые, разноформатные. Но Великая депрессия перечеркнула эти намерения.

Только в 2007 году серия появилась на аукционе «Sotheby’s», где Фонд «Связь времен» купил ее за почти 1,5 млн долларов. В том же году тот же аукционный дом продал почти за 1 млн долларов картину Григорьева «Ревизор». Сейчас она находится в собрании государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Константиновском дворце.

Третья причина – прозаическая, но тоже важная. Выставка Бориса Григорьева размещена в новом выставочном крыле Музее Фаберже во внутреннем дворовом корпусе Шуваловского дворца. Два первых этажа этого корпуса отведены под выставки, третий предназначен для офисов Музея Фаберже. Выставочное пространство сделано просто, без дизайнерских наворотов. Для того, чтобы смотреть живопись и рисунки, оно удобно. И со светом для Григорьева, на мой взгляд, попали.

.

Выбор «Города 812»

«Устюг. Разодрались Настюха с Настюхой». Иллюстрация к «Народным присловиям» для «Полного собрания этнографических трудов Александра Евгеньевича Бурцева». 1911. Частное собрание.

.

Улица в Париже. 1913. Частное собрание.

.

Константин Станиславский в роли Сатина в спектакле «На дне» по пьесе Максима Горького. Из цикла «Лики России». 1922. Частное собрание.

.

Городничий. Фрагмент из «Ревизора»

.

Федор Павлович Карамазов в своей комнате. Часть 2. Книга 4. Глава 2.

Вадим Шувалов