В музее Эрарта открылась выставка, представляющая полсотни фотографий знаменитого китайского живописца, скульптора и перформера, который известен на весь мир тем, что вписывает себя или своих моделей в любой пейзаж и интерьер до степени полной неразличимости. «Город 812» нашел три причины, чтобы ее посмотреть.
Причина первая. Проект Лю Болина дает хорошее представление о том, что такое актуальное китайское искусство. Оно работает, с одной стороны, в условиях экономики рыночной, пусть и называемой социалистической, а с другой – в условиях строгой политической цензуры.
Нам более-менее известны две китайские арт-звезды. Ай Вейвей показывал два года назад большой проект в хельсинском HAM. Цая Гоцяна прошлой осенью демонстрировал московский ГМИИ. Вейвей (живущий в Пекине) – сейчас едва ли не самый известный художник в мире – может позволить себе роскошь открыто критиковать китайские власти. Цай (обитающий в Нью-Йорке) предпочитает говорить о русской революции 1917 года, Берлинской стене и вечных темах скоротечности жизни.
Лю, который живет между Пекином и Парижем, отказался говорить в Петербурге о политике и вообще отделывался общими фразами в ответ на любые мировоззренческие вопросы. Давая понять, что все необходимые ответы находятся в его работах. Действительно, если художник в серии «Спрятаться в городе» вписывается в витрины супермаркета с дешевой лапшой, аптеки с сомнительной фармацией, магазины дешевых пластиковых игрушек, то, наверное, это что-то значит.
Тем более если он позирует на фоне текста статьи 19 Всеобщей декларации прав человека (о свободе убеждений и праве на распространение информации), обложек журнала Charlie Hebdo; вставляет в поле спелой пшеницы крестьян, страдающих от соседнего химического комбината, или выстраивает вдоль бело-синей стены уволенных с фабрики рабочих.
Иногда понять его сложнее: когда художник прячется в китайском флаге, это может считываться по-разному, от критики до восхваления. Лю осторожно использует официальный флаг – красное полотнище с серпом и молотом, – поворачивая оба инструмента.
Причина вторая. Выставка наглядно показывает, как работает современный художник и что на самом деле является главным продуктом его деятельности. Чтобы провести в Петербурге два перформанса по «вписыванию» на себе и на двух добровольцах, Лю приехал со своей французской командой, состоящей из 5 человек: два художника-ассистента, визажист, оператор и видеорежиссер. Эта команда основная, но состав может меняться от страны к стране, хотя обычно не превышает шести персон.
В итоге произведениями являются перформанс, видео, снятое по его ходу, финишная фотография. Художник уверяет, что только в исключительных случаях и очень ограниченно пользуется фотошопом. Но главным произведением становятся разговоры и сетевые обсуждения, что именно хотел сказать художник, в Интернете и социальных сетях.
Причина третья. Чтобы это обсуждение состоялось, а не ограничилось для публики простым селфи на фоне «прикольного» Лю, Эрарта грамотно выстраивает выставку. Использованы три принципа. Ей отведено максимально возможное пространство – «Человек-невидимка» полностью занимает два этажа нового выставочного крыла Эрарты. Музей четко делит фотографии по темам, их четыре: политика, консюмеризм, энвайронмент (искусство в среде), монументализм (вписывание в китайские исторические объекты). Не забыты и сюрреалистические скульптуры, дань первой специальности автора. Наконец, для каждой темы составлены оптимальные экспликации. Не слишком короткие, не оставляющие ничего в головах зрителей, но и не слишком длинные, чтобы утомить их мозги.
Вадим Шувалов