Пока не все музеи не закрыли на карантин (пока только федеральные), есть смысл сходить на выставку фотографий «Рассел Джеймс. Десять лет за кулисами Victoria’s Secret Fashion Show» в Эрарте.
Причина первая. Автор. Джеймс – классический селфмейдмен. Родился в 1962 году в городе Перт, что в Западной Австралии, в рабочей семье. В 14 лет бросил школу, устроился на фабрику по производству мусорных баков. Потом дрессировал собак, много чем еще занимался, пока не дослужился до полицейского. Как признается фотограф, опыт работы в полиции бесценен, там он обрел важное умение общаться с людьми и находить верное решение в ситуации полного хаоса, который всегда царит при подготовке большого фэшн-шоу.
В 1989 году он стал заниматься фотографией, снимал родные пейзажи и австралийских аборигенов (что делает до сих пор). Потом несколько лет жил в Нью-Йорке, пока, наконец, в 1997 году судьба не подбросила ему шанс в виде съемки супермодели Тайры Бэнкс. Фотографии понравились и посыпались заказы от самых престижных модных журналов.
И уже через несколько лет сам Джеймс мог выбрать, где и что ему снимать. Он предпочел закулисье одного из самых знаменитых шоу, которое специализировалось на дамском белье. 60 фотографий, отобранных автором для выставки – избранное по итогам пятнадцатилетней работы, часть которой издана в виде фотоальбомов. «Я не папарацци» – любит говорить Джеймс и поясняет, что его задача расположить к себе участников съемки, неважно, это супермодель или парикмахер. В отличие от съемок подиумов, в центре внимания фотографа оказываются не вещи, а люди – как знаменитые модели, так и парикмахеры, визажисты – те, кого принято называть «продакшн» и чьих имен мы никогда не узнаем.
- Miami, 2008. Photo by Russell James
Причина вторая. Снимки. Разумеется, супермодели остаются таковыми и за кулисами. Но Джейму удается главное: зритель перестает обращать внимание на наряды, он смотрит на лица – вызывающие, равнодушные, усталые, ироничные.
Лучшие кадры были сделаны, когда парикмахеры и визажисты «колдуют» над Леди Гагой или Адрианой Лимой. Или как визажист наводит последний блеск на модель, которая на каблуках выше ее почти вдвое. Или Кендалл Дженнер и Кэндис Свейпол на фоне плаката, запрещающего на показах не только фотографировать, выходить в соцсети, но и отправлять эсэмэски.
Из-за коронавируса Джеймс не смог прилететь на вернисаж. Во время телемоста с Австралией обещал приехать позже и ответил на несколько вопросов журналистов.
Какой снимок считает удачным? Тот, где ощущает энергию модели. Только потом обращает внимание на все остальное – композицию, освещение и т.д. Самые памятные кадры? Первый показ Миранды Керр, когда ее буквально атаковали десятки журналистов. А также тройной портрет: Белла и Джиджи Хадид и Кендалл Дженнер, которые спрятались от шумного шоу в укромном уголке.
С кем было лучше всего работать? С Синди Кроуфорд – человеком фантастической ответственности и работоспособности. Если фотоссесия назначена на девять утра, то минута в минуту она готова сниматься.
- Miranda Kerr, New York, 2012. Photo by Russell James
Причина третья. Не повторить. Осенью 2019 года стало известно, что Victoria’s Secret Fashion Show прекращает свое существование. Причиной стала массированная критика в адрес организаторов шоу в навязывании супермодельных стандартов женской красоты, недоступных простым смертным. «Конец прекрасной эпохи» – так назвал Григорий Старовойтов, сотрудник Эрарты вступительную статью к выставке. Но в заголовке скорее вопрос, чем утверждение.
Вадим Шувалов
На заставке: Martha Hunt, London, 2014. Photo by Russell James
- Los Angeles, 2006. Photo by Russell James
- Adriana Lima, New York, 2003. Photo by Russell James
- New York, 2010. Photo by Russell James