Три причины посмотреть на портреты Пикассо и Матисса в Эрарте

В  Эрарте открылась выставка из сотни фотопортретов малоизвестного в России, да и в мире автора – Мишеля Сима, который знал всех героев  художественного Парижа первой половины ХХ века,  а значит, всего арт-мира. «Город 812» нашел три причины, чтобы на них посмотреть.

Причина первая. Все портретируемые – звезды, из самых хрестоматийных – это Пикассо, Матисс, Миро, Дюшан, Джакометти, Кальдер, Ман Рей, Ле Корбюзье…  Не помешает узнать, как они выглядели, будучи живыми классиками. Конечно, если вы держали в руках 100-франковую швейцарскую купюру, то представляете, как выглядит Джакометти. Но деньги – совсем не то.

 

Причина вторая. Необычна биография Сима даже для ХХ века, богатого на разные приключения и судьбы. Михал (именно так – без второго «и») Змаевский родился в 1912 году в местечке Слоним (тогда это была Польша). В 17 лет отправился в Париж учиться на скульптора. Его взял к себе Осип Цадкин, и постепенно молодой человек перезнакомился со всеми своими будущими моделями. Поэт Поль Элюар посоветовал взять псевдоним Sima – зеркальное от французского Amis (друзья).

До Второй мировой войны Сима работал фотографом как фрилансер и продолжал заниматься скульптурой.

После прихода нацистов в Париж бежал на юг страны, но в августе 1942 года местные коллаборационисты выдали его. Дальше был путь в Освенцим. Сима удалось выжить, после освобождения из лагеря в 1945 году он вернулся во Францию, хотя гражданином ее он так никогда и не стал.

Из затяжной депрессии Сима вывел Пикассо, который позвал его в курортный Антиб, где сам обитал. Задача была простой: последовательно фиксировать на пленку создание картины. В 1948 году вышел  альбом Сима «Пикассо в Антибе». Сима вернулся в Париж, и в 1958 году вышла книга «Лица двадцати одного художника». Увидев качество печати, Сима бросил фотографию и до самой смерти в 1987 году работал  как скульптор. Но имя ему сделали те десять лет. Архив фотографа разобран не полностью, Сима не подписывал и не датировал свои снимки.

 

Причина третья.  Все художники явно позируют.  Матисс с «паркером». Пикассо сверлит глазами объектив. Джакометти похож на своих субтильных персонажей. Ман Рей и Дюшан играют в шахматы так, будто борются за звание чемпиона мира. Шагал изображает простачка, не понимающего, чего от него хотят. Обаятельная старушка Мари Лорансен, когда-то давно муза поэта Гийома Аполлинера, надела к строгому черному платью смешной белый бант. Очень в духе ее «наивной» живописи.

Вадим Шувалов

 

На фото  Жан Кокто. Фотоколлаж