Несмотря на охватившую Европу коронавирусную панику, петербургские музеи продолжают работать. В Главном штабе Эрмитажа открылся проект под названием «Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых». Нашли три причины, почему его стоит изучить.
Причина первая. Интеллигентность. Дали на протяжении многих лет остается самым модным художником в России. Из модернистов ХХ века – точно, а может и среди всех художников. Михаил Пиотровский заметил, что эрмитажный проект – наш интеллигентный ответ Москве, где сейчас проходит выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство».
По мнению генерального директора Эрмитажа, если в живописи Дали перешел в поп-арт, то в книгах остался в границах серьезного искусства.
Сразу заметим, что представленные издания – это то, что сейчас принято называть книга художника – крошечные тиражи, ручная доработка литографий самим Дали, использование дорогих материалов, например, пергамента.
С точки зрения интеллигентной выставки главный хит – серия иллюстраций Дали к поэме графа Лотреамона (в миру Изидор- Люсьен Дюкасс, 1846-1870) «Песни Мальдодора». Этот писатель считается предтечей сюрреализма. Книга была выпущена в 1934 году, и стала одним из манифестов сюрреализма. Позже Дали заметил про то время: «Занятия иллюстрацией привело к расцвету моих бредовых, паранойяльных идей». Зная всю биографию художника, эти слова воспринимаются не более чем точный маркетинговый ход.
Создание иллюстраций к «Дон-Кихоту» сопровождалось выходом специальной крупноформатной брошюры с эпохальными фотографиями. Вот сотня барашков позирует на фоне Эйфелевой башни, их кожа пойдет на пергамент для первого экземпляра книги. Вот Дали пришел на Монмартр и рисует эскизы иллюстраций носорожьими рогами. Разумеется, под камеры многочисленных фотографов. А вот он лично разбивает литографский камень в мастерской Фернана Мурло, чтобы исключить создание пиратских копий. И дату не забывает поставить: «16 ноября 1956 года, 16.00». А чтобы брошюра имела коммерческий успех, в каждый экземпляр была вложена одна литография.
Ни о каком бреде и речи быть не может!
В 1967 году в разгар «культурной революции» в Китае Дали издает книгу стихов председателя Мао. «Диктаторы меня всегда сильно интересовали» – кратко объяснился художник. Позже Дали вместе с художником Тимом Миттельбергом издали книгу «Дело о клевете, прения в собрании молодых адвокатов». Текст содержит высказывания юристов в вымышленном судебном процессе по иску Дали к журналистам о клевете: они считали, что художник симулирует паранойю. Там приведена знаменитая фраза Дали: «В шесть лет я хотел быть кухаркой, в семь – Наполеоном, с тех пор мои амбиции неуклонно росли, как и моя мания величия». В книге напечатана ироничная гравюра Дали «Законность» и карикатура на ее автора Тима Миттельберга.
Причина вторая. Два любопытных издания. Первое – книга Андре Мальро «Царь, я жду тебя в Вавилоне». Мальро – тогдашний министр культуры Франции, рассказывает, как некий иранский антиквар предложил Лувру кусок ткани с пятном. Ни один специалист не может определить его происхождение и только супергадалка, погрузившись в глубокий транс, определила, что это кровь Александра Македонского. В книге много всяких паранормальных историй. В частности, рассказ о том, что когда Македонский разрушил жертвенник, то ему пообещали «теплую» встречу в Вавилоне. Дали создает портрет полководца, упирая на его гетерохромию (разный цвет глаз).
Вторая книга – иллюстрации к позднему сочинению Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм», в которой знаменитый психоаналитик доказывает: пророк был не иудеем, а египтянином». Попутно, извиняется, что именно он обнародует этот факт.
Причина третья. Узнаваемость. В отличие от большинства сюрреалистов, предпочитавших иллюстрировать произведения своих друзей, ныне малоизвестные, Дали занимался классикой. Кроме «Дон-Кихота» на выставке показаны «Фауст» Гете, «Божественная комедия» Данте. Последнюю заказали в Италии к 700-летию Данте, но увидев эскизы, отказались печатать. «Комедия» вышла через несколько лет во Франции.
Вадим Шувалов
- “Город 812” благодарит за полезные комментарии коллекционера Марка Башмакова и куратора выставки, научного сотрудника Эрмитажа Михаила Балана.