В главном выставочном зале Петербурга открылась выставка 111 японских и российских молодых художников, собранная Семеном Михайловским, ректором Академии художеств. «Город 812» нашел три причины, чтобы посмотреть этот проект, называющийся «Преодоление».
Причина первая. Сам факт показа в Петербурге нового японского искусства. На грандиозную выставку в московском «Гараже» иконы японского поп-арта Такаси Мураками мы только издалека облизывались.
В Петербург приехали работы недавних выпускников Университета искусств Мусасино и Университета искусств Тама. Эти два частных вуза расположены в Токио и созданы почти 90 лет назад. В Мусасино обучаются одновременно 6,5 тысяч студентов (4,5 – очно). Для нас такие масштабы арт-образования непредставимы.
Выбор участников субъективен, чего Михайловский и не скрывает, а наоборот – подчеркивает. Но он уверен, что у этих художников есть будущее, поэтому вынес имена японских участников проекта на баннеры, развешенные на главном фасаде Манежа.
Что касается названия «Преодоление», то это прежде всего преодоление груза традиций. И отсюда две следующие причины.
Причина вторая. Посмотреть, как японские художники преодолевают традиции, известные нам по произведениям Хиросигэ и Хокусая.
Никаких пейзажей с волнами или видами на Фудзи на выставке нет и в помине. Зато есть изысканный рисунок чернилами Мисы Отера «Температура», изображающий лихорадочную дрожь больного человека. Серия в виде орнамента «Боль дефлорации» Харуки Харамото и ее же «Платье для свадебной ночи» – забрызганная пятнами крови дешевенькая одежда из супермаркета – понятно, про феминизм. Яркая абстракция Тасуку Комацу называется «Девушки слушают только чужие мнения». Это – о нравах.
Несколько работ выдают свое японское происхождение. Объекты Минами Араи под названием «Следы рукописного до изобретения печати» представляют собой иероглифы, гнутые из тонкой проволоки и вставленные в телячью кожу. Картина Ю Дхиа И называется «Если бы герои укиё-э совершили путешествие в современное общество». Автор изображает двух прекрасных гейш позапрошлого века, погруженных, как в морскую пену, в мир гаджетов и мобильной связи. Помимо красок, автор использует сочетание сусального золота и высохшего кофе. Это характеристика общества, где трудно отличить фейк от подлинника.
Причина третья. Посмотреть на работы студентов и молодых преподавателей Академии художеств. Их имена тоже «выбиты» на баннерах, но они развешены внутри Манежа – скромность гостеприимных хозяев. Идею этой части проекта Михайловский сформулировал так: «Академия – это не только вековечные учебные планы и программы, мы докажем, что движемся. Нам нужны смыслы».
На что здесь посмотреть в первую очередь? На ручную графику большого формата Алексея Резвого с пародийными изображениями ВДНХ. В 2016 году эти работы показывались в российском павильоне на XV Венецианской архитектурной биеннале. И на картину «21:00» Александра Тыщенко – портрет старика и старухи, смотрящих в «ящик». С дьявольским отблеском экрана в зрачках у него и в очах у нее.
Вадим Шувалов