В Инженерном замке открылась выставка-блокбастер (свыше 500 произведений) из монархической серии музея «Сага о Романовых». Прежде были Петр I и Екатерина II. «Город 812» нашел три причины посмотреть на этого царя и его ближайшее и отдаленное окружение.
Причина первая. Этот проект о попытке (не первой и не последней) ручного управления огромной страной. Меценат Карла Брюллова и личный цензор Пушкина, разрешивший показ «Ревизора» Гоголя и лично отбиравший персонажей для изображения на парадной картине Григория Чернецова «Парад на Царицыном Лугу по случаю победоносного завершения военных действий в царстве Польском в 1831-м».
В детстве ему ничего не светило, кроме военной карьеры: орденов и званий много, славы мало. Но надо же было так случиться, что старший брат скончался при обстоятельствах до сих пор загадочных, а средний отказался от топ-менеджмента в огромной стране. Все последующие 30 лет Николай доказывал всем, что он высококачественный монарх, а страна может быть успешно управляемой только жесткими мерами. Назначая Александра Бенкендорфа на пост главы жандармов, подарил платок: «Вот тебе все инструкции. Чем больше отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!»
Получилось у Николая не очень, проект сделать страну великой за счет личных усилий оказался утопическим. Началось со стрельбы в декабристов, закончилось поражением в Крымской войне. Но некоторые считают, что утопия была великой: Русский музей разместил напротив походной солдатской кровати царя портреты деятелей культуры николаевской эпохи. Солидный ареопаг, Золотой век русской литературы и искусства.
Причина вторая. Полезно узнать историю Романовской галереи, созданной Николаем. В Эрмитаже есть зал с таким названием, там сейчас показывают средневековое искусство Западной Европы. Николай собрал там со всех дворцов и кладовок портреты своих предков и их родственников. Количество картин доходило до двухсот. После 1917 года они рассеялись по разным музеям, часть пропала. На выставке собраны 36 портретов. Нам приглянулся портрет царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. Неизвестный художник XVII века изобразил совершенно европейского господина с умными глазами и элегантной стриженой бородкой.
В нынешней России время от времени появляются разговоры о возрождении николаевской идеи. То в виде экстремистского проекта обобрать музеи, где рассеяны царские портреты, в том числе Эрмитаж и Русский музей, то в виде виртуальной версии, то в виде копий и новых портретов.
Причина третья. Шесть десятков портретов Николая. Хорош 11-летний мальчик с орденом Андрея Первозванного, который ему был пожалован при крещении. Это портрет неизвестного художника. Александр Корицкий изобразил уставшего от жизни императора в 1849 году. Еще интереснее карандашный автопортрет 1843 года, добытый для выставки из ИРЛИ. Но все парадные, при мундире и орденах… Трудно отсмотреть их все и не стать декабристом.
Вадим Шувалов