Сериалы с Андреем Константиновым: духовные скрепы по-турецки
Несколько сериалов, которые я не могу назвать идеальными, но примечательными – могу. Во-первых, это турецкий сериал «Эртогрул». Эртогрул – это отец того Османа, который и создал Османскую империю. Сериал продан в 30 стран, в основном, думаю, мусульманских.
У нас люди плохо знают турецкую историю. По сериалам, конечно, не изучают историю, но все же лучше так, чем никак вообще. Но изучая историю по этому сериалу, надо сделать скидку на очень турецко-исламский взгляд, который там присутствует.
Этот сериал вызывает большой интерес в Турции. Его обсуждают. И он был снят задолго до того, как турки сбили наш самолет. Это к разговорам о том, что, мол, есть миролюбивый турецкий народ, а Россия влезла не в свои дела, и в итоге мирным туркам пришлось сбить наш истребитель. Так вот для тех, кто хочет понять, какими глазами глядели турки на наших людей на турецких курортах, есть смысл посмотреть этот сериал. Понятно, что нельзя художественное произведение экстраполировать на современную Турцию. И я бы этого не делал, если бы не восторженная реакция в Турции на все то, что в «Эртогруле» показывают. Это для тех, кто кружными путями все еще собирается в отпуск в Турцию. Хорошего отдыха, дорогие курортники!
Даже турки соображают, что надо снимать в сложный исторический период в плане вооружения будущих янычар теми духовными скрепами, о которых говорил наш верховный главнокомандующий.
Следующий сериал несет куда меньший идеологический заряд, хотя кое-что из дня сегодняшнего там тоже есть. Называется он «Хроники Франкенштейна», с замечательным Шоном Бином в главной роли. Изначально Франкенштейн появился в романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». И действие сериала происходит в Англии как раз во время выхода этого романа, это первая половина ХIХ века. Нам показывают страшную готическую историю. Полицейский инспектор, хотя должность его иначе звучит, которого и играет Шон Бин, натыкается на странные детские тела, сшитые из разных частей. А однажды ему кажется, что очередной такой труп шевелится. Но он сам не до конца верит себе, потому что болен сифилисом и лечит его ртутью (в те времена так эту болезнь лечили), а она дает галлюцинации.
Это, конечно, сериал для людей с крепкими нервами. Плюс все разворачивается на фоне принятия английским парламентом знаменитого анатомического акта. Потому что в Англии медицинский бум, нужны тела для вскрытий. А трупов не хватает. Начинается преступный бизнес – выкапывание мертвецов, их перепродажа. То есть нам показывают еще и медико-социальную картину Англии того времени. Тревожно и жутко смотреть на все это. А герой – это человек, который поставил на себе крест, который медленно умирает, но на излете жизни пытается оставить после себя что-то хорошее. Кажется, что все безнадежно, но надежда в конце все-таки появляется.
Почему понятно, что сериал снят именно сейчас. Потому что его создатели забавно пытаются решить с помощью Лондона начала XIX века нынешние проблемы толерантности. Например, у инспектора есть помощник, и он самый что ни на есть негр. Это очень положительный негр, он ходит по Лондону, и никто этому не удивляется. Он даже влюбляется в белую девушку, и девушка на это смотрит совершенно спокойно. Только я смотрю неспокойно. Потому что такого быть в том Лондоне никак не могло.
Или женщины там имеют очень большие права, они говорят мужчинам, что им можно делать, а чего нельзя. Хотя движение суфражисток появилось много позже. И тогда у женщин права были минимальными. Такая небольшая корректировка истории случилась в этом сериал. Но в целом это очень неплохо.Третий мини-сериал называется «Лабиринт», это совместное производство Германии, Великобритании, ЮАР и Чехии. Странно, что в производителях не оказалось Франции, потому что действие разворачивается на юге Франции, одновременно в двух временах – в начале нашего века и начале тринадцатого века, в то время, когда был знаменитый крестовый поход против катаров. В целом это милый приключенческий полуфантастический сериал, где есть Средневековье, есть современные археологи и много разговоров про Грааль: что такое Грааль, где Грааль и зачем Грааль? Не могу сказать, что это шедевр, но в сериале чувствуешь современную Европу с ее осуждением католической церкви и вознесением катаров и прочих альбигойских еретиков. Очень упрощенно дана эта история, потому что с катарами и альбигойцами все было не так однозначно. И нельзя оценивать те события с нынешней нравственной системы ценностей. Все тогда, в XIII веке, было иначе – и ценности, и отношения с Богом.
Тем не менее это любопытно. В том числе потому, что главные героини – исключительно женщины. Мужчины ждут, когда им женщины разрешат – полюбить или повоевать.
Наконец, сериал, который я не уверен, что смотреть стоит, но, тем не менее, не могу его не упомянуть. Он называется «Люцифер». Американцы дошли уже до того, что и Князь тьмы им кажется не таким уж плохим. Люцифер у них решил сбежать из ада и позаведовать ночным клубом и пообщаться с нашими дамами. Когда смотришь на это, некая оторопь появляется. Логика создателей понятна: все имеют право на всё, давайте и дьяволу слово дадим. Возникает один вопрос: если вы уж и к дьяволу решили философски подходить, то почему же так беспощадно смотрите на Асада и Путина? Что ж вас так на них переклинило?
Закончу тем, с чего начал. Даже турки соображают, что надо снимать в сложный исторический период в плане вооружения будущих янычар теми духовными скрепами, о которых говорил наш верховный главнокомандующий. Почему же у нас нету, а турок есть?