Трофейный альбом. В Эрмитаже показывают войну по разные стороны фронта

Эрмитаж отрыл выставку, анонсированную еще в начале 2020 года и перенесенную из-за вируса ровно на год, чтобы приурочить ее к 9 мая. Она называется «По разные стороны линии фронта».

Поводом для появления этого проекта послужил дар 2019 года от наследников Ивана Мецхваришвили, архитектора,  участника ленинградской битвы. В начале 1944 года он добыл трофей – альбом «12 BILDER AUS RUSSLAND» («12 изображений России»). Он был выпущен к Рождеству 1943 года (надо понимать к декабрю того года) и предназначался для отправки в Германию семьям военных, осаждавших Ленинград. В нем воспроизводятся 12 снимков – пригороды Ленинграда, Гатчина, Новгород, берег Ладожского озера и реки Волхов. Настроение фотографий минорное.

Самые интересные фото – «Взгляд на Ленинград. Сентябрь 41» и «Вечер в Петергофе». Последний не датирован. Вероятно, снимок сделан зимой 1941 или 1942 года. На первом – руины больницы в Урицке (ныне – Лигово) откуда виден Исаакиевский собор. На втором – Морской канал в Петергофе и руины Большого дворца.

Как предполагает Артем Тумасов, сотрудник научной библиотеки Эрмитажа, снимки могли быть непрофессиональными (во время второй мировой войны Германия выпустила 7 млн фотокамер), альбом мог быть издан небольшим (100-150 экземпляров) тиражом и не попасть в официальные анналы нацистского книгоиздания. Во всяком случае, пока никаких следов альбома там не обнаружено. В ГМЗ «Петергоф» хранится экземпляр без обложки и титульного листа в виде «рождественской открытки».

В том же 2019 году в Эрмитаж поступил «Табель-календарь сельскохозяйственных работ на 1943 год», изданный гитлеровцами для населения Ленинградской области, оказавшегося на захваченной германскими войсками территории. Знаменательные события каждого месяца подобраны специальным образом – указаны даты смертей деятелей культуры России (февраль – Достоевский, Аксаков) и политические события нацистского государства.

Третье приобретение музея – частное собрание советских и немецких листовок, которые забрасывались с помощью авиации и артиллерии с целью склонить противника сдаваться в плен.

Этим материалам противостоят советские издания военного и блокадного времени, графика художников и эрмитажных сотрудников, работавших в осажденном городе. Виды блокадного Эрмитажа сохранились в рисунках архитектора Александра Никольского, художников Веры Милютиной и Андрея Ушина, который создал первые эстампы зимой 1943 года в шестнадцатилетнем возрасте.

Вадим Шувалов