«Троица». Медленное убийство ангелов

Все гадали, каково реальное состояние «Троицы» Андрея Рублева, которую забрали из Третьяковской галереи и отдали РПЦ. И вот 14 сентября 2023 г. в телеграм-канале Brief появились такие данные, которые иначе, чем убийственные, назвать нельзя:

«После месяца пребывания в Храме Христа Спасителя в ненадлежащих условиях (специальной климатической витрины Минкульт так и не предоставил), на иконе выявлено  более 80 новых существенных изменений (нарушение красочного слоя, отставание поволоки и левкаса), трещина с разрывом грунта по стыку I и II доски увеличилась почти на 1 мм в ширину.

Минкультуры банально не понимает, что делать с аварийной  иконой сейчас и как с ней быть дальше. Признать существование всех проблем – расписаться в своей некомпетентности и непрофессионализме. Оставить все как есть и дать погибнуть иконе тоже нельзя».

.

Подчеркну, что это неофициальная информация, но ничего другого с «Троицей» произойти не могло.

Напомню, что я написал в статье «Девальвация Рублева. “Троицу” забрали церковники», которая была размещена на сайте журнала «Город 812» 12 июля 2023 г. (см. ):

Однако ни в Храме Христа Спасителя, где «Троица» сейчас выставлена в простой витрине, ни тем более в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранность картины Рублева пока не обеспечена ничем: нет специальной аппаратуры в виде климатической капсулы, обеспечивающей стабильный и заданный температурно-влажностный режим (ТВР), нет передачи параметров ТВР через интернет, возможно, нет и системы охранной и пожарной сигнализации. Наконец, поскольку с картины осыпается шелушащаяся краска и отваливается левкас, необходимо, но не создано устройство, устраняющее вибрацию картины при перемещении, которое гибельно для картины само по себе. А ведь о том, что для перемещения «Троицы» необходимо избежать вибрации, подробно говорилось на заседании расширенного реставрационного совета ГТГ 15 мая 2023 г.

Кстати, сотрудников ГТГ, в фондах которой «Троица», по-видимому, находится, так и не были допущены для осмотра объекта – возможно, потому, что может выявиться ухудшение состояния за период с 3 июня 2023 г. по сегодняшний день, т.е. за месяц с небольшим.

В Храме Христа Спасителя «Троица» находилась до 18 июля 2023 г, потом была перемещена во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря (ВХНРЦ). Судя по всему, там находится и сейчас.

.

В Центре им. Грабаря также нет специальной климатической витрины, и какие условия хранения там – надлежащие или ненадлежащие – достоверно неизвестно.

Очевидно одно: уникальный объект культурного наследия, которому 800 лет, медленно, но верно убивают, а непосредственные виновники этого – во-первых, Министерство культуры РФ в лице министра Любимовой О.Б. и первого заместителя министра Обрывалина С.Г., которые 12 июля 2023 г. по команде гражданина Гундяева подписали договор о передаче «Троицы» из Государственной Третьяковской галереи в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, во-вторых, администрация Государственной Третьяковской галереи, за которой закреплена «Троица», подписавшая  письмо о согласии «с передачей имущества религиозной организации» согласно пункту 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации».

Сейчас в ходу глубокомысленные рассуждения об убийстве или отмене великой русской культуры. Вот несомненный пример этого явления.

А что касается некомпетентности и непрофессионализма руководства Минкультуры, то в этом они давно расписались, признают они катастрофические изменения, произошедшие по их персональной вине или не признают. Люди без профильного образования, не желающие слушать специалистов-искусствоведов, идущие на поводу у невежественных и алчных клерикалов, – куда уж дальше?

Это я своими словами изложил то, что написал великий баснописец: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. / Да и примечено стократ, / Что кто за ремесло чужое браться любит, / Тот завсегда других упрямей и вздорней: / Он лучше дело всё погубит, И рад скорей / Посмешищем стать света, / Чем у честных и знающих людей / Спросить иль выслушать разумного совета».

Басня написана в 1813 году, 210 лет назад. Не изменилось ничего.

Михаил Золотоносов